УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Творчество
Творчество

Рекомендуем

 

 
<<< К списку разделов
 

Лепим

 
Лепка Лепим из соленого теста
 

Лепка


                      


Учимся лепить

Из чего лепить с детьми?

Мастерим из пластилина. Идеи для лепки.



Учимся лепить

 

 Современный просвещенный родитель, разумеется, слышал о пользе движения рук, тренировки пальчиков ребенка для развития речи. Причем, всяческие упражнения для этого желательно проводить особенно серьезно в первые три года жизни малыша. Занятия ребенка лепкой являются прекрасным средством тренировки мелкой моторики детских рук. Казалось бы - берите пластилин, глину - и вперед! Но это только так кажется на первый взгляд. В жизни получается по другому. Купил папа красивый цветной пластилин в подарок сыну - как-никак - полтора года! Уже большой! Ребенок ухватил яркий большой брусочек - и в рот! "Ой! Нельзя! Погоди!". Мама отломила от бруска небольшой кусочек: "Вот смотри, шарик!". Ребенок взял шарик и кинул на пол... Еще несколько минут неудачных попыток - и занятие окончено. Чаще всего - надолго или навсегда.
   Попробуем немного помочь родителям у которых есть желание заниматься лепкой со своим маленьким ребенком.
   Первое, что надо сделать, купив пластилин, — устроить «презентацию» материала. Покажите ребенку, для чего это и что с этим можно сделать. Даже если вы не сумеете слепить собачку, изобразите что-нибудь попроще: змею (длиннющая колбаса), самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал назначение пластилина.
  Скорее всего, кроха начнет с того, что станет отрывать маленькие кусочки и куда-нибудь их налеплять — на стену, на пол, на холодильник. Занятие исключительно полезное для развития мелкой моторики рук. Направьте эту деятельность в мирное русло — дайте ему для этой цели кусочек цветного картона. Не диктуйте в первые занятия, какой цвет взять или где его лучше налепить, пусть насладится свободой творчества. Получится пластилиновый «рельеф» — скорее всего, абстрактный, но, быть может, вам удастся увидеть в нем некий образ. Спросите у малыша, что он вылепил, и он обязательно вам скажет название своей картины: «Котик», «Мама», «Машина». В любом случае у вас в руках окажется первое «объемное» произведение вашего дитя. Похвалите ребенка, выберите видное место на полке и торжественно установите «шедевр» там.
   Когда малыш освоит эту премудрость, можно переходить к лепке определенных фигур и сюжетов.
     Прежде чем предложить малышу заниматься лепкой фигур, постарайтесь представить себе - что Вы будете лепить. Ваше будущее "произведение" не должно быть слишком сложным. Кроме того, постарайтесь вспомнить - знаком ли ребенку этот объект - ведь жизненный опыт малыша не велик, не стоит изображать вещи о которых ребенок не имеет представления. Очень неплохо еще до Вашего занятия показать ребенку то, что Вы потом будете изображать, при этом очень желательно, чтобы этот объект показан был не однажды и участвовал в различных жизненных ситуациях. Например, малыш часто видел кошку - только что она пила молоко, легла и замурлыкала (теперь ее не только видно, но и слышно), к ней можно подойти, погладить - она мягкая, пушистая. Ребенок хорошо знаком с образом "кошка", образ этот уже многогранен, так как ребенок кошку и видел, и слышал, и трогал. Точно также можно ознакомить ребенка с образами "шарики, бусинки, яблоки, мисочка, ягодка". И когда мы будем лепить "ягодки" из пластилина и складывать их в "мисочку" - это будет изображением хорошо знакомого образа. Почему мы рекомендуем использовать хорошо знакомые образы для изображения? При воспоминании знакомого, приятного у малыша легко формируется желание действовать. То есть, появляется мотивация к действию. Но нельзя сказать, что воспоминание знакомого - достаточное условие, побуждающее ребенка к действию, хотя оно очень необходимо. Для успешности занятий с ребенком понадобиться еще Ваше положительное отношение к занятиям, Ваш творческий настрой.
  Не забудьте о том, что ребенок еще очень мал и не может сосредоточиться надолго. Поэтому Ваши задумки, Ваши произведения не должны быть очень сложными для выполнения и восприятия малыша. Пусть это будут объекты, состоящие из одной - двух - трех частей. Если это "бусинки", они будут немного отличаться по размеру, по цвету, но все круглой формы. Пусть их будет 4-6 штук. Их можно складывать в деревянную мисочку, а можно слепить миску отдельно. Их можно выложить по одной из миски и разложить цепочкой на столе. Более сложное занятие: возьмите яркую нитку и положив на белый лист бумаги, налепляйте бусинки по одной с некоторым расстоянием на нитку. Получиться красиво. Такими же простыми для работы являются "Колобок", "золотое яичко" у "курочки Рябы".
   Если Вы собираетесь слепить каких-либо зверей  - запомните несколько правил: все фигурки зверей состоят непременно из двух основных частей: "голова" и "туловище", все остальное - добавки (хвост, лапки, уши и т.д.) - это характерные детали каждого зверя. Например, у зайца - длинные уши; и достаточно прилепить "голову" к "туловищу", а к "голове" два длинных уха - уже видно, что это заяц, в конце концов можно обойтись даже без лап. Цыпленок вообще состоит из "головы" и "туловища", но уж если очень захочется можно прилепить ему клювик. При этом цыпленок может быть вовсе не желтеньким, а розовым, голубым, а кот и рыжим, и зеленым. Но старайтесь не применять для одного кота два разных цвета - это сложно для малыша и можно будет делать позднее. У мышки - маленькая "головка", длинная "спина" (словом "спина" можно заменить слово "туловище" - если хотите), ну и конечно длинный "хвост". "Лапами" можно пренебречь, но если Ваш ребенок уже знает в этом толк и будет требовать "ножки", то прилепите мышке четыре маленьких шарика - вот тебе и "ножки". Еще симпатичнее и выразительнее она получиться, если Вы на "голову" прилепите два полукруглых "ушка", не обязательно маленьких, но полукруглых! У кошки, соответственно, сами понимаете - "ушки" будут остренькие, а "хвост" трубой... Скоро Вы сами сможете лепить всяких зверей и при том по разному. Постарайтесь, чтобы Ваши звери не были "одинокими", придумывайте им каждый раз ситуацию. Например, "кот", а вокруг "мыши водят хоровод" и т.д. Не волнуйтесь, если Ваши сюжеты будут повторяться каждый день - для ребенка это очень хорошо. У малыша будет возможность много раз проследить процесс необходимый для достижения результата.
  Постарайтесь найти для Ваших занятий самый мягкий пластилин. Не используйте пластилин очень темных цветов. Большое удивление малыша, поначалу, будет вызывать то, как пластилин под действием его пальчиков меняет форму. Совсем маленькому ребенку придется помогать в занятиях лепкой, не только эмоционально, не только показом, но и чисто физически. Возьмите ребенка на колени и сядьте за стол, постарайтесь чтоб на столе не было ничего лишнего. Очень хорошо, если при этом Вы начнете петь песенку.

Например:

Мы бусинки - резвушки,
Веселый мы народ.
Бежим мы друг за дружкой
Сплетаясь в хоровод.

Динь - динь, ля - ля,
Динь - динь, ля - ля!
Бежим, бежим, бежим.

Динь - динь, ля - ля,
Динь - динь, ля - ля!
Блестим, блестим, блестим".

Песенка помогает ребенку сосредоточиться на предмете и одновременно под музыку руки ребенка легче расслабляются и снижается мышечный тонус. При этом еще один плюс - звучащие слова легко запоминаются при одновременном действии рук. Если не умеете петь - разговаривайте нараспев о чем-нибудь хорошем, относящемся к предмету. Например: "Сейчас слепим бусы", "Какие красивые бусинки!", " Вот бусинка!", "Еще бусинка!" и т.д. (Позднее, когда у малыша появятся первые навыки и некоторые успехи в этом новом занятии можно будет одновременно с лепкой добавить элементы математики. (Сколько у Нас бусинок?) и т.д.) Возьмите руки ребенка в свои, сами отщипните кусочек пластилина - он не должен быть слишком маленьким (диаметр 1,5 - 2 см), вместе с ним скатайте бусинку. Старайтесь, чтобы физические усилия при этом действии больше приходились на Вашу руку, а не на руку ребенка. Для малыша достаточно будет, если он уловит и захочет повторить Ваше движение. Хорошо, если результаты Вашего творчества Вы покажите кому-нибудь: "мишке", "зайке", бабушке, папе и т.д. Разумеется, всем это должно понравиться. Постарайтесь избегать ситуаций, когда к Вашим произведениям может быть проявлено равнодушие или непонимание. Очень неплохо, если некоторые результаты Вашего творчества будут иметь "постоянное место жительства" - небольшую полочку, место на стене, где будут находиться детские работы и где ребенок сможет похвастаться своими произведениями. Выставка помогает малышу осознать социальную значимость своих работ. Помните, занятие не должно быть очень долгим, по продолжительности не более 3-5 минут.

 

 

 

Из чего можно лепить с детьми?

·         соленое тесто;

·     съедобное тесто, например, дрожжевое или песочное - для пирогов или 

   печенья, тесто для пельменей или лапши;

·         пластилин;

·         глина;

·         воск.

 

Пластилин важно выбрать хорошего качества - не слишком твердый и не слишком пачкучий. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

Основной плюс пластилина - разнообразие цветов, но на ощупь пластилин не очень приятен, и отмыть его непросто, поэтому лепить из пластилина нравится не всем детям (и не всем родителям).

 
Глина пачкает руки во время лепки, но зато легко смывается обычной водой. Некоторым детям не нравится лепить из глины, потому что она темная и напоминает им содержимое горшка. Зато изделия из глины легко высушить и потом расписывать их красками. Из глины отлично можно лепить посудку для кукол, и даже персонажей для сказки.

 
Воск очень приятен на ощупь и на запах, но он очень быстро остывает и твердеет, поэтому из воска хорошо лепить с детьми старше трех лет, а маленькие не успевают сообразить, что нужно сделать.
Воск разрезают на кубики 3х3 см, погружают в горячую воду и лепят, пока он теплый. Воск остается мягким 3-4 минуты, потом застывает.
Из воска хорошо катать колобок или яичко.


Соленое тесто для лепки готовится так: нужно взять 2 чашки муки, 1 чашку соли и, понемногу добавляя горячую воду, замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, зеленку, свекольный сок. Готовое тесто можно 1-2 недели хранить в пакете в холодильнике. Готовые изделия из соленого теста можно оставить на открытом воздухе до высыхания, а можно выпекать на самом слабом огне в духовке.

Некоторые дети ухитряются это тесто тащить в рот, несмотря на то, что оно очень сильно соленое. С такими малышами лучше лепить из сладкого теста, например, дрожжевого или песочного, или из теста для лапши.

 

Мастерим из пластилина. Идеи для лепки.

 
Что могут дети в полтора-два года делать из пластилина?

·         отщипывать кусочек;

·         прилеплять кусочек;

·         размазывать пластилин пальцем;

·         плющить пластилин всей ладошкой;

·         катать колбаски;

·         катать маленькие колобочки одним пальчиком;

·         катать большие колобки ладошкой;

·         тыкать пальцем в лепешку;

·         резать стекой колбаску;

·         из шариков, которые катает мама, плющить пальцем маленькие лепешки.


Идеи для лепки:

  • Аппликация. Аппликацию можно делать на картонку, замазанной толстым слоем пластилина. Кусок картона возьмите поменьше, 5 на 10 см. Можно скатать колбаски из пластилина разного цвета, и сделать из них бортики или узор.
  •  Если малыш уже заинтересовался лепкой, то дайте ему отщипывать и прилеплять кусочки пластилина, пусть размазывает их по картонке. Так можно сделать цветочки. А потом на слой пластилина можно вдавливать самые разные крупы: горох, фасоль, рис, чечевицу, вермишель, палочки, шишки, фольгу, веточки кипариса, еловые иголки, мелкие фигурки из картона и многое другое.
  •  Можно выкладывать дорожки из горошин, или заполнять крупой контур. Можно на замазанный пластилином или клейстером лист сыпать через воронку песок, рис, гречку, подкрашенную манку…
  • Можно сделать конфеты из пластилина и обернуть их фольгой или красивыми бумажками.
  •   Можно обмазать пластилином грецкий орех, а потом обкатать его в тарелке с сухим рисом или гречкой.
  •  Можно принести веточку и на нее прилеплять кусочки красного пластилина как ягодки.

 

Мозаика на пластилине

Крупинки и горошинки

Пейзаж на пластилине

Из цветных пуговок

Из скорлупки

Из цветной бумаги

Пластилиновые картины

Техника размазывания

Картина из ладошки

Картина из колбасок

Техника обмазывания

Залепливание шаблона

Фигурки для самых маленьких


Мозаика на пластилине


                                                                

Приготовьте небольшой лист картона и попросите ребёнка замазать его пластилином. Если есть семечки от арбуза и тыквы - отлично! Если нет, то насыпьте в блюдце разные крупы - фасоль, горох, рис. Предложите ребёнку выложить из этих материалов какой-нибудь рисунок или узор. Это могут быть цветы, дома, лодка на реке и много других тем. Возможно, горох послужит для создания стебелька, зернышки чечевицы станут сердцевиной ромашки, а белая фасоль – ее лепестками. Или с помощью рисовой крупы юный художник изобразит белоснежную шубку овечки, пасущейся на лугу? Не пригодятся ли ему кусочки яичной скорлупы? А может, понадобятся ракушки и галька, привезенные с юга как сувенир, или валяющиеся без дела в шкатулке разномастные пуговицы? Когда мозаика будет закончена, повесьте ее на стену. То-то удивятся гости!


Крупинки и горошинки


 

Для работы понадобятся:
металлические крышечки или картон, пластилин и различные зернышки, горошинки, семена.
Их лучше разложить в отдельные чашечки: в одной тыквенные, в другой - горох, в третьей - гречка и так далее.
Для ребенка немного старше можно взять и более мелкие крупы, например пшено, рис, и ими выложить фон мозаики. Внимание: мелкие крупы придется брать щепоткой и заполнять ими пространство полностью.
Такого рода занятия подходят для детей от 2,5-3-х лет. Чем меньше ребенок, тем тяжелее ему иметь дело с малюсенькими зернышками, но именно такие занятия очень важны: они дают возможность развивать мышцы маленьких рук и пальчиков.

 

Пляж

Для этого вам потребуется:

пластилин, пластиковый контейнер, в который упаковывают мясо или просто картон, горох, гречка, макароны, любые семечки,
краска.

Описание работы:

Размазываем пластилин тонким слоем по пластиковому контейнеру, при этом края оставляем без пластилина. Можно использовать смешанный пластилин из разного цвета. Затем края контейнера красим краской, получая своего рода рамочку. Дальше приступаем к самому сюжету картины. Из макарон и гороха делается  солнышко. Складываем в кружок горох и делаем из макарон лучики. Пальму делаем  из гороха и гречки, ствол из гречки, ветки из гороха. Цветы - из гороха и дынных семечек.


Пейзаж на пластилине

Вам понадобятся веточки деревьев, шишки, мелкие камешки и любой другой природный материал. Замажьте пластилином картонку. Веточки будут деревья - закрепите их вертикально с помощью пластилина. Листочки можно сделать из цветной бумаги и тоже прикрепить пластилином. Из пластилина можно сделать на дереве яблочки.  Из мелких шишек можно сделать ёжиков. Можно изобразить море или речку, наклеив на пластилин голубую плёнку. Можно сделать снег, насыпав тонким слоем на пластилин манную крупу.

 

Болото

Основой служит одноразовая тарелка или круг из плотного картона. Ребенок с 1,5 лет катает из пластилина зеленые колбаски (развивается мелкая моторика, чувствительность пальцев и зон ладони, координация движений). Ребенок с 2,5 лет обклеивает колбасками края тарелки (развивается то же). Все дети украшают эти края зернами чечевицы (развивается то же). Малыши мелко рвут зеленую бумагу (развивается то же, а так же выводится наружу агрессия, негативные эмоции). Дети постарше режут ножницами зеленую бумагу. Все мажут клеем дно тарелки и бросают туда обрывки зеленой бумаги. Старший (4 г и более) лепит из пластилина лягушку, глазки делаются из половинок горошинок, вырезает из зеленого картона лист лилии, приклеивает лист на болото, сажает лягушку. Младший малыш катает колбаску из пластилина, старший делает на конце ее мордочку змеи, глазки можно сделать из рисовых зернышек, сажает ее на болото. Старший ребенок обклеивает спичку зеленым пластилином, получается стебель камыша. Малыш катает коричневую колбаску, получается верх камыша,  вырезает из зеленой бумаги лист камыша и вставляет камыш в каштан – кочку, кочка с камышом приклеивается на болото с помощью клея или пластилина. Из макарон-ракушек делаются несколько улиток; младший катает несколько колбасок, старший вытягивает рожки, тельца накрываются макаронинами и спускаются в болото. По желанию можно сделать несколько коричневых пластилиновых кочек, в которые вдавливаются поломанные спички – палочки. И очаровательное болотце готово, дальше все зависит от Вашей фантазии.

 

Из цветных пуговок

 

Конечно же, у мамы найдется чудесная шкатулочка, где лежат много-много замечательных пуговиц: красных, желтых, синих, зеленых... Разных! А если найдутся узорные и с рисунком - это вообще здорово! Пуговки должны быть разного размера. Вместе с малышом, делая мозаику, можно сравнивать величины и задавать вопросы : «Посмотри, какая больше, а какая меньше». Сортируйте вместе с ребенком, разложите пуговки по разным чашечкам или коробочкам.
Ну а дальше, так же как и в других вариантах, заполняем пластилином крышечки или замазываем картонку. Можно выбрать какой-нибудь яркий цвет, аккуратно вылепливаем ровным слоем фон и выбираем самые яркие и красивые пуговицы, бусинки. И вот он - узор!

 

 

 

Из скорлупки


 

                                                           

 

Для работы понадобятся: скорлупки от яиц и все, что мы перечисляли выше. Яичная скорлупа - настоящее «сокровище», копите его! Когда у вас будет достаточно большое количество материала, аккуратно отчистите скорлупу от внутренней пленки. Затем окрасьте с внешней стороны в разные цвета. Итак, дайте скорлупкам высохнуть и материал для мозаики готов. Теперь берем основу, на которую будем наклеивать скорлупки. Например, рисунок из детских книжек-раскрасок. Для малыша важно, чтобы контур был четким, поэтому лучше обвести его толстой черной линией, маркером. Основу приклеиваем на толстый картон.
Наносим пластилин на ту часть рисунка, куда будем клеить скорлупу и приступаем. Готовую мозаику мы можем покрыть лаком.

 

 

 

Из цветной бумаги

 

Для работы понадобятся: листы цветной бумаги (желательно использовать глянцевую), образцы рисунков, пластилин  и куски картона. Пример: мозаика с изображением винограда. Разрежьте цветную бумагу на маленькие квадратики. Положите квадратики каждого цвета в отдельный конверт или тарелочку. Приклейте кусочки бумаги на картон  с пластилином в форме мозаичного рисунка.
Обратите внимание: сначала выклеивается контур рисунка и только потом заполняется фон.
Можно выбирать любой рисунок, разбивая его на клеточки. Затем намазать пластилином и заполнить квадратиками из мешочка. Для передачи каждого цвета лучше иметь бумагу нескольких оттенков, которые вы будете чередовать. Например, для ягод винограда возьмите голубую, сиреневую и фиолетовую. Договоритесь с малышом, что первую ягодку сделает мама, а он продолжит. Тогда у вас будет возможность показать крохе, как лучше сделать мозаику. Если у вас нет возможности использовать различные оттенки цветной бумаги, не расстраивайтесь, ее можно сделать своими руками. Кроме того, совершенно необязательно, чтоб ваша мозаика состояла из правильных квадратиков. Можно настричь кусочков совершенно произвольной геометрической формы: квадратики, треугольнички, кружочки, так даже интереснее.


Пластилиновые картины

 
На картоне рисуется фон рисунка. Потом простым карандашом рисуем контур нашего Произведения. Контур залепливаем пластилином. Можно отрывать маленькие кусочки и прикладывать один к одному, а можно скатать небольшой шарик и размазывать его по контуру.

Детки постарше могут вылепить готовые фигурки и приклеивать их на фон. Картины украшайте ракушками, камешками, крупами, цветной бумагой и т.п.

 

"Солнышко"




Для этой картины вам понадобится картон, желтый пластилин, голубая, желтая краски. Сделайте из пластилина солнышко, прикрепите его на картон и закройте серединку солнышка желтой краской. Остальная часть картона закрашивается голубой краской.

 

"Береза"


 


Для этой картины вам понадобится картон, белый пластилин, зеленая цветная бумага, клей. Раскатайте пластилин в виде колбаски и прикрепите его на картон. Из зеленой цветной бумаги нарвите маленьких кусочков и приклейте их в виде листвы. По желанию можно сделать рамочку для картины.

 

«Море»

На картон приклеиваются морские камешки, также используются обрезки и обрывки синей бумаги, из пластилина лепятся морские звезды, украшенные зернышками, омары, крабики из пластилина, помещенные в Ваши ракушки, рыбки, водоросли.

 

«Тарелочка»



 

Для работы понадобятся:
цветной детский пластилин, обычные баночные крышки для консервирования, мелкие, плоские коробочки.
С таким заданием вполне справится малыш от 1,5-2 лет, если мама поможет ему разогреть и размять пластилин. Выбирайте пластилин самых ярких цветов, так будет приятнее и интереснее крохе.
Ну, а для начала нужно сделать фон для мозаики. Для этого ровным слоем вылепите дно крышечки, толщиной 0,1см.
Что дальше? Отщипывайте мелкие кусочки от большого куска пластилина.
Кстати, это один из важнейших приемов лепки. Маленькие кусочки нужно равномерно налепливать на дно крышечки ровным слоем. Покажите ребенку, как разравнивать пластилин. После этого можно выбрать другой цвет, более контрастный. Например, если фон зеленый, возьмите желтый или красный цвет.
Научите чадо, как скатать шарик диаметром 0,7-1 см. Слегка приплюсните его, чтобы стал плоским.
Это и есть первая деталь нашей мозаики: часть узора, середина будущего цветка и многое-многое другое. Кстати, если вы хотите сделать что-то более сложное, чем просто узор, нарисуйте схему на бумаге в виде контура. Тогда и ребенку будет легче понять, что вы ему предлагаете сделать.
Таким же образом нужно слепить кружочки другого цвета, чтобы у цветка были лепестки и листики. Можно взять третий цвет и сделать шарики поменьше. Ими легко сделать ободок у нашей «мозаичной тарелочки».
А еще вариант - выкладывать узор по кругу: в центре цветочек, а вокруг нарядные узоры. Получится красивая цветная тарелочка.
И уж, конечно, не забудьте похвалить малыша! Он должен знать, что может творить сам и то, что он может создавать красивые вещи, а маме это нравится.
Кстати, было бы замечательно, если в момент занятий кто-нибудь из близких зайдет и скажет: «Как же замечательно у тебя получилось!» Да, своего рода «подсадная утка», но поверьте, в данном случае цель оправдывает средства!
Вот увидите, как приятно будет малышу, а в следующий раз он будет сам просить вас позаниматься с ним!

Чтобы с пластилином было удобнее работать, поставьте рядом чашечку с водой, в которой можно будет намочить пальцы, и тогда он будет меньше липнуть, а руки не испачкаются.

 

Техника размазывания

 

Новогодняя елка

Из зеленого пластилина катаются небольшие шарики и выкладываются на картон в виде елочки. Шарики размазываются вниз – получаются ветви елки. Из разноцветных кусочков пластилина лепятся шарики. Ими украшают елку.

 
Летний денек

Для травки и цветка  катаем небольшие шарики. Шарики для травки  размазываем вверх. Для облаков понадобятся шарики побольше. Их прижимаем подушечками больших пальцев. Для солнышка используем шарик побольше, который прижимаем пальчиками к картону и шарики поменьше. Их размазываем в разные стороны – это лучи.

Таким  же образом можно сделать салют, змеек, червячков, растения, водоросли, рыбок и т.п.


Картина из «ладошки»
 

Петух


 

 

 Понадобится лист картона, фломастер, мягкий пластилин. Желательно показать ребёнку на картине петуха или показать игрушку. На альбомный лист ребёнок кладёт левую ручку и обводит его фломастером (мама помогает). Большой пальчик у нас голова петуха, остальные четыре – это хвост, рисуем крылышко петуху, гребешок, глазки, клюв, борода, ножки. Готовим маленькие колбаски и шарики из пластилина. Приклеиваем мягкий пластилин на рисунок: красный пластилин на гребешок и зоб, жёлтый на клювик, хвост бывает зелёного, синего, тело можно сделать коричневого цвета. Можно такой техникой сделать так же голубя, лебедя, индюка…

 


Картина из "колбасок"


 

 

Из кусочков пластилина малыш катает тонкие «колбаски». Из этих «колбасок» выкладываются различные изображения.



Техника обмазывания

 

Можно обмазывать стаканчики от сметаны и йогурта, спичечные коробки, орехи, коробочки и др. Потом украшать их крупами, пуговицами, перышками и т.п.

 

Вазочка


Теперь, когда у нас уже достаточно большой опыт создания мозаичных изображений, не пора ли перейти к объемным формам? Тем более что в технике «мозаика» можно сделать замечательные подарки. Правда, тут уже точно необходима существенная помощь взрослого, можно даже привлечь папу, дядю или старшего брата. Например, вы решили сделать вместе с малышом нарядную вазочку.
Ее можно соорудить из обычного стеклянного стакана или пластмассовой баночки из-под йогурта.

Баночку обклеиваем пластилином и декорируем тем, что под рукой – горохом, арбузными семечками, мелкими камешками, пуговицами  и т.п.

 

Колобок

  Обмазываем пластилином  грецкий орех, делаем ему глазки и рот из крупы - получается колобок.

        Цыпленок

Обмазываем грецкий орех и фундук, обкатываем в пшене или кукурузной крупе, соединяем - получается цыпленок.

Человечек

Облепляем коробочку от киндер-сюрприза или баночку от фотопленки, вставляем спички-ножки, прилепляем головку – получается человек или  лошадка, бычок, жираф или ослик - на ваш вкус.

Подсвечник

Облепляем крышку от банки и свечку - получается подсвечник.

Домик

Облепляем стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками, обсыпаем солью и прижимаем  - получаем заснеженный домик.


Залепливание  шаблона

 
Можно сделать шаблоны зверей - мышки, ежика и белки или лисички - и закрашивать пластилином, процарапывать глазки и шерстку, а потом прилепить всех зверей на общий лист ватмана. Если это осень, то укрываем зверей осенними листиками (рисуем или приклеиваем настоящие сухие листики), если зима, то укрываем зверей ватой - прячем их под снегом.

 

Фигурки для самых  маленьких

Фигурки из пластилина

Лягушка

 

Понадобятся: пластилин, семечки арбуза, цветная бумага для листочка или засушенный лис клена.


Улитки

Скатываются колбаски, заворачиваются – получается «домик» улитки. Сверху приклеивается голова с рожками и глазками.

 
Попугай


Тело слеплено из пластилина. Использованы крашеные макароны (хохолок, крылья и перья у попугая, черный перец (глазки), гвоздика (ножки). В качестве хвоста можно использовать цветные перышки.

 

Добавляем природный материал

 

Любые фигурки, животные, люди получаются сочленением каштанов, желудей  с помощью спичек, нужные части делаются из пластилина, хвосты и  перья, руки, ноги, клюв, глаза  – из цветной бумаги, засушенных листьев и т.п..

 Ежик

Понадобятся: каштан, пластилин, спички, зернышки, семечки, цветная бумага, листья.

Каштан обклеивается пластилином, вытягивается мордочка и лапки, из сломанных спичек втыкаются иголочки, из зернышек делаются глазки и носик, из пластилина грибочки и ягодки на спинку.

      Из грецкого ореха



Если взять половину скорлупки от грецкого ореха и добавить колбаски из соленого   теста , то вполне можно слепить грибок, жучка, черепаху.

 

Фигурки из яичной скорлупы

 Свинка

Основа – яйцо, точнее  пустая яичная скорлупа. Раскрашиваем скорлупу краской – губкой, ваткой или обычной кисточкой. Даем хорошо просохнуть. Из пластилина лепим глазки, ушки, ножки, хвост, пятачок. Свинка готова.

Птица, Мышь

    

Основа – крашеная пустая скорлупа яйца. Приклеиваем глаза, клюв, хвост  лапы. У мыши еще и усы из тонких веточек.

 

Из коробок из-под «Киндерсюрпризов»



Основа фигурок  – коробка из-под «Киндерсюрприза». Обклеиваем ее пластилином. Делаем детали фигурок – мордочку, полоски на туловище и т.п. Приклеиваем уши, нос, глаза, усы, лапы, хвост и т.п.  Можно с помощью шила проделать дырочку для нитки-петли – игрушки можно будет подвесить куда-нибудь.

Тепляковы Ольга Николаевна и Полина 

По материалам сайта "Дошколенок"

Наверх

Лепим из соленого теста



Из всех материалов, рекомендуемых для лепки, самым маленьким деткам (уже в год-полтора) подойдет ТЕСТО. Оно пластичнее, чем пластилин, и не требует специальной обработки и условий хранения материала, как глина. Руки, одежду, стол после окончания работы с тестом легче привести в порядок. Да и цена такого скульптурного материала значительно ниже.

Преимущества соленого теста перед пластилином:


  • можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
  •  легко отмывается и не оставляет следов;
  •   безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, — обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!!!
  •   если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
  •   можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
  •   краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
  •  поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века...
  •   с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
  А лепить можно так: прежде всего выберите, что вы собираетесь изобразить, определите количество цветов, необходимых для изготовления фигурки. Теперь приготовим тесто для цветного моделирования:

        Соленое тесто - рецепт

Рецепт: 1 стакан муки, ¾ стакана соли, 5ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды. Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее.  Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок. Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе. Вымесить крутое тесто, и скатать его в шар и накрыть стаканом, чтобы не высохло.
Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке.
Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на маленьком огне     и при открытой дверце, из-за того что при высокой температуре тесто может потрескаться. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.


  
Упражнения и занятия  с тестом:

 

Какими могут быть посильные задания для малышей?

  • Малыш может отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
  • Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.
  • Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
  • Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок. Или вылепить конфетки и завернуть их в фольгу.
  • Можно слепить соляные кулоны и бусы и запечь их в духовке. Есть их нельзя, зато можно раскрасить акварелью, нанизать на нитку и носить, как украшение. Подобные украшения могут быть тематическими: на них легко написать, скажем, инициалы именинника. В них можно воткнуть бисер, а через несколько дней расписать тонкой кисточкой.
  • Можно обмазывать тестом  баночки, орехи, крышки и т.п.
  • Можно раскатывать соленое тесто слоем около 7 мм, вырезать из него фигурки формочками для теста и эти фигурки потом раскрашивать гуашью и гелем с блестками, а после вешать на елку в качестве небьющихся елочных игрушек.А можно просто скатывать шарики, раскрашивать их, втыкать тонкую проволоку  - готовы елочные шары.
  • Из соленого теста можно лепить буковки, а потом из них складывать слова
  • Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом. Можно дать ребенку картонную основу - пирог, или картонный дом с окном, и предложить всю основу залепить толстым слоем теста. Потом даем детям по чуть-чуть разной крупы - и предлагаем украсить пирог или дом.Можно втыкать фасоль, горох, чечевицу, гречку, пшено, макароны разной формы, палочки, сухую траву, шишки, бисер, бусинки, кусочки фольги.
  • Можно облепливать тестом  шаблоны из толстого картона. Мама заранее вырезает шаблон - например, яблочко или грибок, а потом уже зовет малыша лепить.
  • Облепляем картонный шаблон  фигурки - и втыкаем украшения из крупы и фольги, макарон, бумаги …
  • Можно в качестве основы взять бумажную тарелку, заполнить ее толстым слоем теста и воткнуть в это тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки - получится лес.Далее - в зависимости от времени года - вы можете: налепить зеленые листочки,  посадить каштаны и скорлупки от орехов - пусть изображают грибы в осеннем лесу, а если захотите, можете добавить желтые и оранжевые листочки из пластилина; а если дело происходит зимой, вы можете всю композицию покрасить белой гуашью и гелем с блестками.
  • Хорошо лепить зверей и показывать с ними сказку - лепим трех медведей и девочку, или трех поросят и волка, делаем домики и прямо на столе показываем сказку. Или лепим самых разных зверей - и показываем, как они топают, прыгают, плавают, летают, здороваются, ходят в гости.
 

Инструменты

 В качестве инструментов вы можете применять кухонную утварь - маленький тупой нож, разделочную доску, дуршлаг, вилку, ложку, скалку, формочки для печенья, с которой малыши второго года жизни с удовольствием играют.
 Поначалу предоставьте малышу свободу, не учите ничему - пусть просто подержит кусочек теста в руках, помнет и покрутит его. На привыкание к новым ощущениям, знакомство с материалом может уйти от нескольких минут до нескольких "подходов".
    "Изучив" свойства теста, ребенок наверняка захочет воздействовать на него с помощью различных предметов. Вы можете продемонстрировать ему (или подождать, пока он сделает это открытие самостоятельно), как обыкновенная скалка превращает бесформенные комочки в плоские лепешки, какие разные следы на этих лепешках оставляют дуршлаг, вилка, ложка и пальчик малыша.
    А игры с формочками для печенья - это те же "куличики", только они не рассыпаются и хорошо сохраняют форму трафарета или емкости. Может быть, фигурки из теста впервые познакомят вашего малыша с понятиями круг, квадрат, треугольник, ромб.
    Если малыш уже умеет повторять за вами простые действия, покажите ему, как скатать шарик: небольшой кусочек теста катайте на раскрытой ладони или поверхности доски другой ладонью или пальцами другой руки.
Можете покатать шарик по ладони ребенка, а потом он - по вашей ладони. Это очень полезное упражнение. Попробуйте вместе изготовить шарики разного (одинакового) размера. С ребенком постарше можно соединить шарики в первую фигурку. Кто это будет - снежная баба, гусеница или редкий зверь -  зависит от вашей фантазии. В будущем шарики станут прекрасным полуфабрикатом для изготовления различных мелких деталек будущих фигурок.
    Другая простейшая фигурка - колбаска. Трех-четырехлетний малыш, вероятно, и сам объяснит, как сделать колбаску одинаковой толщины по всей длине и что произойдет, если при раскатывании колбаски немного сильнее нажимать на один край.
    Не спешите лепить фигурку животного или сказочного героя - подождите, пока малыш "созреет" для этого. Вероятно, однажды он сам попросит вас приделать "собаке" (толстой колбаске) "хвост" (тоненькую колбаску). Покажите, как соединить детали - место соединения надо слегка поцарапать ножом или вилкой и смочить водой - но не стремитесь добиться "портретного сходства": реальные детали для малыша пока не важны, он создает их в своем воображении.


Цветное тесто

 Часть массы для лепки можно оставить неокрашенной (она имеет светло-бежевый цвет), а часть — окрасить в разные цвета с помощью гуашевых красок. Если вы будете лепить из цветного теста, вам не придется раскрашивать готовые изделия. Это особенно важно, если лепить будут маленькие дети, которым еще трудно точно попасть кисточкой в определенное место.
 Итак, вам понадобится неокрашенное соленое тесто и набор гуашевых или акриловых красок. Краски должны находиться в пастообразном состоянии. Если они засохли, добавьте в баночки немного воды и подождите, пока краска размягчится.
  Возьмите в левую руку кусок теста, такой, чтобы он свободно помещался у вас в кулаке. Посередине этого куска сделайте ямочку-вмятину. Указательным пальцем правой руки зачерпните из баночки кусок пасты и поместите в это углубление.
Сомкните края вмятины так, чтобы краска оказалась внутри.
Катайте комок теста между ладонями вверх и вниз. Руки немного запачкаются, но это не беда — краска легко отмывается водой. А чтобы тесто не очень прилипало к рукам, смочите их подсолнечным маслом.
Раскатав длинную колбаску, сложите ее пополам и катайте снова. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и цвет не станет однородным. Если после введения краски тесто стало слишком мягким, добавьте в него немного соли с мукой.
Приготовьте таким образом набор цветной массы. Часть теста оставьте неокрашенным — оно будет исполнять роль белого. Тесто каждого цвета храните в отдельном полиэтиленовом пакете или в баночке из-под йогурта с плотно закрывающейся крышкой.
Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного вам оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным.

синий + белый = голубой 
белый + красный = розовый
синий + розовый = фиолетовый
голубой + желтый = зеленый
желтый + красный = оранжевый
зеленый + красный = коричневый
зеленый + синий = изумрудный . 

И не забудьте запастись тестом телесного цвета! Для того чтобы сделать такое тесто, добавьте в светло-розовый чуть-чуть желтого.

Излишки цветного теста, которые остаются после лепки, можно смешивать в один комок, чтобы они не засохли. В результате получится «непонятный», скорее всего серо-коричневый, цвет. Но он тоже может на что-нибудь пригодиться.

Золотое и серебряное тесто  
Золотое и серебряное тесто — какая роскошь! А сделать его очень просто: замешайте в тесто золотую или серебряную краску (гуашь или акрил) так же, как вы это делали с обычной. В магазинах канцтоваров также продается гель с блестками для гуаши. Его хорошо вводить в тесто вместе с золотой краской.


Техника лепки

 Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из простых элементов. Поэтому, прежде чем замахиваться на что-либо сложное, научимся создавать шарики, колбаски, лепешки и т. д.
Чтобы сделать шарик, возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями.
Если шарик расплющить, получится лепешка. Иногда это удобно делать прямо на изделии.
Капля также получается из шарика. Защипните шарик с одного конца и потяните. Затем, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик.
Чтобы сделать колбаску, покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад.
Если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус.
Если колбаску покатать карандашом, — получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом. Ленту можно сделать и по-другому — расплющить колбаску в пальцах или прямо на изделии.
Катая скалкой кусок теста по доске, вы получите пластину. И скалка и доска должны быть смазаны растительным маслом. Сделайте это тряпочкой, которая лежит у вас на рабочем столе.
Из пластин можно вырезать фигуры с прямыми сторонами, например треугольники или квадраты. Делается это острым ножом, смазанным маслом. Ведите нож медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались трещины.
На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку, иголку, отвертку и т. д.
Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы.
Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей, например, гипюра.
Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипли к тесту.
С помощью ножа на тесте отпечатывают прямые линии и отмечают пальчики на ногах, руках и лапах.
Остро заточенным карандашом отпечатывают глаза, а косо приложенным колпачком от ручки — улыбку.
Улыбку можно сделать и при помощи чайной ложки.
Красивые пуговицы, а также бисер, стеклярус, стеклышки, камешки, цепочки, нитки, лоскутки и кружева можно не только отпечатывать на тесте, но и «впечатывать» в тесто. Желательно, чтобы бисер был стеклянным, а не пластмассовым, а нитки — не синтетическими, иначе вам не удастся обжечь ваше изделие в духовке.
Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. Но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Это необходимо делать и в том случае, если вы хотите добавить какие-нибудь детали к уже обожженному изделию. Кстати, таким же образом можно починить разбившиеся изделия.

Крупные изделия необязательно (а иногда и невозможно) делать целиком из соленого теста. В этом случае вам понадобится каркас. Каркасами могут служить шарики или другие формы из сжатой фольги или газеты, стянутой скотчем, спички, зубочистки, а также разнообразные коробочки, баночки и стаканчики.

Каркас может быть не внутренним, а наружным, съемным, как, например, в случае с этим сидящим человечком. Роль каркаса играет внутренняя часть обувной коробки, покрытая фольгой. Фольга прикреплена к коробке скотчем.

Вытянутые в высоту формы можно делать и без каркаса, с помощью двукратного обжига. Вот посмотрите: иголки ежа сделаны в первую очередь и обожжены «лежа», а потом уже воткнуты в туловище.

 

Сушка, обжег, раскраска

 Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, вспучиться или изменить цвет. Время обжига, в зависимости от толщины изделия,— 30—60 минут. Если у вас в доме электрическая плита, поставьте ее на режим самого слабого нагрева. Если плита газовая, придется оставить дверцу немного приоткрытой, зафиксировав ее каким-нибудь предметом, например, скалкой.

Если у вас нет возможности обжечь ваше изделие в духовке, запаситесь терпением. На батарее или на солнце изделия (особенно крупные) высохнут не раньше, чем через неделю.

После обжига или сушки изделия из теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Для лакировки используйте акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6—8 часов.

 

Куколки на палец

Предварительно сделайте из деревянной палочки (толщиной с палец) и теста(это будет подставка) болванку - торчащий вверх "палец", окутайте его кусочком фольги. Места соединения деталей смачивайте водой. Обжигайте куколок не снимая с болванки. Любопытный способ изготовления волос: скатайте много тонких жгутиков, сложите горкой и слегка сомните в комок. Одевайте куколок на палец завёрнутый в тряпочку или носовой платок )

 

Гибкие фигуры



Эти фигурки-брелоки состоят из отдельных частей.

Вам понадобятся : солёное тесто телесного цвета и других цветов, круглая шляпная резинка, нитки, лоскутки, несколько больших гвоздей. Диаметр гвоздя должен быть больше диаметра резинки. Гуашь, клей ПВА, кисточка.

(Детали протыкаются гвоздём, смазанным растительным маслом. После обжига всех частей, они собираются на сложенную вдвое резинку, так чтобы вверху образовалась петелька,  а внизу, на концах резинок, завяжите узелки.)

Пляшущий жираф

Эта игрушка состоит из элементов, соединенных леской. Укреплена она на пластмассовом стаканчике, обтянутом резинкой. Если нажимать на резинку снизу, натяжение лески ослабится, и ноги жирафа подогнутся. Если отпустить резинку, фигурка снова выпрямится. Таким образом жирафа можно заставить опускаться на колени, сгибать шею, а если вы постараетесь, то и танцевать.

Вам понадобятся: соленое тесто оранжевого цвета и немного коричневого теста, оранжевый бисер, немного ниток, толстая леска, стаканчик из-под йогурта, резиновое колечко, шило, ножницы, вязальная спица, скрепки, черная гуашь и клей ПВА.

Из оранжевого теста скатайте толстую короткую колбаску и слегка расплющьте ее — это туловище жирафа. Чуть надрежьте его с одной стороны.
Вложите в надрез хвост — нитку с привязанной к ней рыжей кисточкой. Края надреза защипните.

Смажьте растительным маслом вязальную спицу и проткните в туловище 2 пары дырочек. Как видно из рисунка, они расположены под углом: каждая пара дырочек наверху туловища сходится.



Теперь сделайте ноги жирафа. Для этого скатайте длинную, но довольно тонкую оранжевую колбаску и отрежьте от нее 4 одинаковые части.




Расплющьте одну из получившихся колбасок в короткую ленту и оберните вокруг спицы. Затем, не снимая со спицы, покатайте получившуюся продолговатую бусину по доске, чтобы выровнять ее поверхность. Сильно нажимать не надо. Так же поступите с остальными тремя колбасками.



Сделайте 4 маленьких оранжевых бусины — это колени. И 4 коричневых бусины покрупнее — это копыта.



И еще 4 бусины оранжевого цвета для шеи.



Для головы скатайте короткую колбаску, чуть сужающуюся с одного конца. На узком конце сделайте небольшой надрез.

Проткните голову спицей. Скатайте 2 маленькие капли (заготовки для ушей) и расплющьте их. Не снимая головы со спицы, присоедините к ней уши.



Отметьте острием карандаша глаза и, более легкими касаниями, ноздри. Затем аккуратно снимите голову со спицы.



Обжиг деталей с отверстиями надо вести очень осторожно. Если передержать их в духовке или дать слишком высокую температуру, отверстия могут заплыть или искривиться. Поэтому лучше всего будет, если вы наберетесь терпения и ваш жираф посохнет на батарее или на солнце 3—4 дня.

Когда детали наконец затвердеют, можно приступать к сборке. Возьмите 2 куска лески длиной примерно по 30 см. На конец каждого куска привяжите по небольшой бусине, а затем нанижите по 5 оранжевых бисеринок.



Короткие концы лесок заправьте под бисеринки. Излишки обрежьте. У вас получились рожки жирафа.

Для сборки задних ног жирафа возьмите еще 1 кусок лески длиной примерно 20 см. Соберите жирафа на леске как показано на рисунке. Временно закрепите концы лесок скрепками, чтобы жираф снова не рассыпался на составные части, и отложите фигурку в сторону.



В донышке стаканчика из-под йогурта проткните шилом 4 дырочки. На стаканчик наденьте широкое резиновое кольцо. Очень важно, чтобы кольцо сидело на стаканчике туго.
Концы лесок проденьте в дырочки в стаканчике. Сильно натяните обе пары лесок и привяжите их снизу к резинке. Лески должны быть натянуты так туго, чтобы жираф стоял на стаканчике.



Готовую игрушку надо раскрасить. Для этого смешайте черную или темно-коричневую гуашь с клеем ПВА и нанесите на туловище и шею жирафа «жирафий» узор. Вам будет проще это сделать, если вы предварительно запасетесь картинкой с изображением жирафа.




 

 

Из книги Е.Данкевич "Лепим из солёного теста."
Санкт-Петербург "Кристалл" 2001г 

По материалам журнала
"Наш малыш", октябрь 1999 г.

Наверх
 
<<< К списку разделов

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...