УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Новое в методике
Новое в методике

Рекомендуем

 

 

<<< К списку методик

Зайцев

 
О методике
Пособия
Часто возникаемые вопросы
Обобщение опыта работы

О методике

Николай Александрович Зайцев родился в1939 году. Будущий создатель "кубиков Зайцева" окончил филфак ЛГПИ им. Герцена. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, учителем русского языка и литературы, английского языка, преподавателем русского языка как иностранного. Автор принципиально новых направлений в методиках обучения чтению преподавания грамматики и математики. Основатель и руководитель центра "Нестандартные технологии в образовании".

На сегодняшний день методы овладения чтением, письмом и счетом наиболее полно и емко разработаны именно этим выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела. Пособия Н.А.Зайцева, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это прежде всего игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.

Методика

Обучение по Зайцеву - это обучение в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, заниматься на спортивных снарядах, и это даже поощряется) - непременное условие занятий. Мы привыкли, что во время уроков дети тихо сидят за партами. На занятиях в центре Зайцева ученики прыгают, носятся по классу, шумят... Дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. И все это выполняется с азартом, воодушевлением. Но это не значит, что игра является просто отдыхом, развлечением, физминуткой. По словам Николая Зайцева, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор. Работая по складовым таблицам и кубикам Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. "Играя", дети учатся читать, разбивать слова на слоги, ставить ударение, делать звукобуквенный анализ слов, составлять предложения, считать, писать.

Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение. Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего. А это обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей.

Стандартный урок Зайцева продолжается 25 минут в игре. Дети могут ходить, стоять, лежать на мате, они не портят осанку, они не портят зрение, потому что смотрят на большие таблицы. Эффект от обучения по Зайцеву будет сказываться даже при крошечных затратах времени в день.
Зайцевские пособия очень хорошо подходят всем детям - быстрым и медленным, слабым и сильным. В своих детских садах Зайцев предпочитает брать в группу самых слабых детей, и они очень быстро догоняют основной поток. В этом, в принципе, и должна заключаться суть всех развивающих методик.

Распространение системы Зайцева - огромно. По методикам Зайцева и его кубикам сегодня работают сотни детских садов, групп, площадок. В чем суть и новаторство этих занятий. Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило - упражнение. Метод Зайцева: весь материал, компактно выраженный, разместить на стене.
Материал считывается со стены взглядом. Другая стратегия работы преподавателя по Зайцеву, учебный материал больше не тонет в ворохе упражнений. Все, кто привык работать только по принципу: "открыл параграф, сделал упражнение", начинают чувствовать себя крайне неуютно. До Зайцева никогда весь материал не был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип "от частного - к общему, от общего - к частному", потому что общего не существовало. Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем.

У всех обучающих игр, входящих в систему Н.А.Зайцева, есть одна особенность: они универсальны и подходят для обучения детей любого возраста и даже для старших школьников, и для взрослых тоже. Кто знает, может быть, вам тоже захочется исправить свой почерк, ликвидировать пробелы в области математики или русского языка? Пожалуйста, пособия Зайцева позволяют каждому выбрать подходящий уровень и - вперед, к знаниям!

Наверх
 

Пособия

Кубики Зайцева

 

Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику раннего обучения чтению. "Кубики Зайцева" - не просто кубики с буквами, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течении нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).

В чем же секрет "Кубиков"? Все гениальное просто. Если издавна существует проблема "буквы знает, а читать не может", значит, не надо начинать с изучения букв. Малыш, который пытается сказать первые слова, никогда не произносит отдельные буквы, чтобы потом их соединить. В детском лепете тоже не услышишь отдельных букв, только слоги, а точнее - склады. Особенность его методики обучения чтению в том, что Ученый Зайцев видит единицу строения языка не в слоге (как мы привыкли думать), а в складе. И, пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.

Николай Александрович Зайцев предлагает начинать со складов, и сначала не читать их, а петь. В методической основе кубиков Зайцева лежит природная потребность детей в игре. Ребенок овладевает знаниями, исследуя предметы всеми возможными способами: он их нюхает, пробует, слушает, разглядывает, бросает, трогает. Кубики Зайцева отвечают этим потребностям. Они различаются по цвету, размеру и даже звуку!

Изначально методика предназначалась для двухлеток и в основном для обучения в группе, в садике. Но предприимчивые родители стали применять ее для своих детей почти с новорожденного возраста, и это тоже давало хорошие результаты (ребенок начинал говорить и одновременно читать).

Что представляют собой кубики Зайцева

Кубики разных размеров представляют собой коробочки, которые заполняются соответствующим материалом, в зависимости от склада (звонкие - железками; глухие - деревяшками; "золотые", гласные - медными монетками). К тому же за определенными буквами закреплены определенные цвета, что помогает на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора.

На каждой из шести граней кубика написан свой склад, каждый кубик - песенка. А все вместе песенки "живут" в одной большой таблице. Дети выучивают песенки буквально за пару дней. Но как отличить одну песенку от другой, когда букв не знаешь? Дело в том, что все кубики разные: есть большие и маленькие, серые и коричневые, а есть и солнечно-золотистые. Почему они такие? А если взять их в руки и потрясти, то они еще и зазвенят-застучат разными звуками. Мы назовём их "железными", "деревянными" и "золотыми". Много позже склады на них превратятся в твердые, мягкие, звонкие, глухие буквы. А пока: зачем малышу столько непонятных терминов? Ему хочется играть, а не учиться. Он строит слова, а нам, взрослым, кажется, что он их складывает, пишет. Представьте себе, на каждой стороне кубиков написан склад. Играя с ними, ребенок постепенно запоминает их. А потом вы предлагаете ему сварить из кубиков суп! Ну какой малыш устоит перед этой идеей? Ставите большую кастрюлю и говорите, что для супа нужна вода. Кроха ищет кубик со складом ВО, а потом ДА. Помешал, потом несем лук - сначала ЛУ, потом К. И так далее. А как смеется малыш, пытаясь сложить свое имя. Вы говорите ему: <Нет, ты не Коля, ты Каля>. Кроха хохочет, но раз и навсегда запоминает, что КО - это КО, а КА - это КА.
В результате в два с половиной года маленький человек хорошо читает и даже не подозревает об этом! Но, играя в "Кубики Зайцева", он, тем не менее, учится очень важному делу, причем охотно, быстро, с интересом и большой пользой.

Когда все песенки уже на слуху, ребенок сможет соотнести их с кубиками, а через некоторое время сами собой запомнятся все буквы. Да и как их не запомнить, если на каждом кубике одна и та же буква написана 6 раз! Попробуйте, спойте сами: му-мо-ма-ма-мэ-мы-м, ду-до-да-дэ-ды-д или тю-тё-тя-те-ти-ть, вю-вё-вя-ве-ви-вь. Специалист сразу поймет, какая идет интенсивная тренировка артикуляции, речевого аппарата, что очень важно для недавно начавших говорить малышей. Но, кроме того, ребенок соотносит буквы и звуки по твердости - мягкости, звонкости - глухости, даже не подозревая, какую серьезную языковую работу он проделывает. Но не стоит пугать его терминами. Придет день, и написанное кубиками слово прочтется уже не по складам, а целиком, тем более, что самой главной проблемы - слияния букв - у ребенка даже не возникнет.

Опытные психологи и физиологи увидели в игре с "Кубиками" реализацию многих принципов интеллектуального развития, о которых много лет назад великий ученый И.М.Сеченов писал, как о возможности "расчленения слитных ощущений и связывание расчлененного в группы или ряды". Крайне важны и выводы современных специалистов о "моторно-эмоциональных акцентах, ритмизации деятельности, которая, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы "раскачивает" мозг и способствует своеобразному функциональному резонансу, что, в свою очередь, облегчает восприятие". Эти слова принадлежат профессору-нейрофизиологу А.Н.Шеповальникову, который сделал такое заключение: "Это важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении не только здоровых детей, но и детей с различными дефектами развития".

То, что отметил известный ученый, давно поняли родители больных детей, а также воспитатели и педагоги, работающие с ними. Без дополнительных усовершенствований "Кубики Зайцева" стали не только прекрасным средством для обучения чтению здоровых детишек, но и подтвердили свою эффективность в обучении чтению детей с такими серьезными диагнозами, как болезнь Дауна, олигофрения, дебильность разной степени и даже имбецильность. Тем самым методика Зайцева успешно сдала экзамен на простоту и доходчивость изложения, технологичность (а, значит, эффективность и передаваемость) и, что самое важное, экологичность: ни одному ребенку "Кубики Зайцева" не принесли ничего, кроме пользы.

Выучить все 33 буквы русского алфавита, включая такие непонятные как Ъ и Ь, совсем не сложно. И что потом? Как объяснить ребенку, что в слове "мама" М и А - это действительно М и А, а вот в слове "мяч" М надо произносить совсем по-другому и только тогда получится то, что нужно, а не непонятное "мjяч"?

Как только увидите "Кубики Зайцева" и возьмете их в руки, вы поймете, что подобных проблем у вашего ребенка никогда не возникнет. После первого же показа даже двухлетний малыш безошибочно разделит все множество кубиков сначала на две большие кучки: на большие и маленькие кубики (много позже это превратится в разделение на твердые и мягкие звуки). А потом каждую поделит еще на две: с железными и деревянными кубиками (в будущем они превратятся в звонкие и глухие, пока же это просто кубики разного цвета и - вот здорово-то! - разного звучания: в железных позвякивают обычные пробки от бутылок, а в деревянных стучат маленькие деревяшки). И все это можно посмотреть, потрогать, послушать, при желании даже попробовать на зуб.

На первый взгляд кажется, что невозможно вот так сразу запомнить столько складов (а именно так называются те "единицы письма и чтения", что помещены на всех шести гранях каждого кубика). Для этого существуют смешные складовые песенки, которые как будто специально похожи на какой-то неведомый язык: на подобной абракадабре часто любят разговаривать дети. Вы только вслушайтесь: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б, БЮ-БЁ-БЯ-БЕ-БИ-БЬ. А слабо спеть вот так: ЛЮ-МЮ-ЛЁ-МЁ-ЛЯ-МЯ-ЛЕ-МЕ-ЛИ-МИ-ЛЬ-МЬ? Складовая песенка - ведь это же просто все шесть складов одного кубики, сведенные не просто в песенку, а в научно-обоснованную ритмическую формулу, которая позволяет ребенку осознать фонетический строй родного языка, буквально ртом ощутить особенности произношения разных звуков. А вот самые невообразимые сочетания складов - это прекрасная артикуляционная тренировка. Кто знает, может быть именно эти веселые упражнения избавят или предохранят вашего ребенка от различных логопедических проблем.

Многолетний опыт работы с кубиками убеждает, что уже через несколько занятий дети узнают почти все кубики, свободно манипулируют ими, а, значит, еще чуть-чуть, и они начнут составлять слова, по-нашему, писать. Да-да, они будут именно писать, хотя ручка или карандаш в руки им попадут нескоро. И писать они будут много и с охотой, потому что все слова придумают сами.

Но не стоит спешить с одновременным обучением чтения и письму. Именно об этом волнуются логопеды: дело в том, что принцип усвоения двух механизмов совершенно разный. Чтение - это работа глаз, а письмо - руки. К тому же, в чтение и в письме (в устной и письменной речи) совершенно разные законы. Об этом красноречиво говорят многочисленные орфоэпические (произношение) и орфографические (правильное написание слов) словари. Речь развивается через разговор. Учитывать нужно и то, что склад- это вовсе не слог. Следовательно, в жизнь ребенка вы вводите новое понятие, должны показать его различие. Не спешите обучать ребенка чтению с года. Поверьте, пройдет совсем немного времени, и к 2,5- 3 годам он сам будет бегать за вами, спрашивать, какая буква, какое слово написано на вывеске, на номере машины и так далее. Чтение должно ложиться на подготовленную почву. Показывая буквы, кубики с полугода (что является сейчас модной тенденцией), обрекаете себя на бесконечное число повторений: ибо в этом возрасте ребенок быстрее забывает, чем выучивает ряд символов. Таким образом, на достижение того же результата ("зачитал!") в год тратится больше усилий, чем в 3-4 года. Может, стоить поберечь силы? Чтение - процесс творческий. Ребенок "реально" читает, когда умеет уже осознанно разговаривать, шутить, комбинировать слова, уходит от простых предложений типа "баба, иди", осваивает грамматику, построение фраз, выделяет себя из окружения, от мамы, переходит в рассказе о себе от третьего лица к единственному (не "Оля хочет", а "я хочу"). Сама методика как раз и разработана для детей с 3-4 лет.

К собственно чтению ваш малыш придет быстро и читать будет с удовольствием. Он поверит, что учеба вообще - это очень интересное занятие.

"Кубики Зайцева" - удивительное учебное пособие, с которым одинаково интересно играть и совсем маленьким, кто никаких букв-то еще не знает, и даже взрослым: детей "Кубики" незаметно, но обязательно научат читать, а взрослые смогут поиграть в сложные игры со словами.

Кубики на английском языке

Н. А. Зайцев создал обучающие кубики и на английском языке, он по первой своей специальности является английским филологом, но не складовые, а грамматические, для более старших детей. Они также оказывают большую помощь в усвоении грамматической структуры языка.

Математика

Складовые картинки "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию"

Это набор карточек с изображением и названиями животных. Рисунки выполнены рукой художника-профессионала, где внешность животных дана в неискаженном или стилизованном виде и без ненужных деталей второго плана, , силуэтность изображения необычна для восприятия и тем интересна детям, рисунки подобраны с целью показать примеры грамотного написания названий животных. В словах хорошо видна ударность (ударные склады - самые яркие, безударные - светлее, и так далее в зависимости от степени ударности). Написание слов легко проверить автоматической отработкой проверочными - в наборе есть карточки со словами, которые могут стать проверочными. Совсем необязательно специально акцентировать внимание на очевидных вещах, и это остается в памяти как естественный, сам собой разумеющийся алгоритм!

Кроме всего прочего, у Зайцева существуют методики формирования математических представлений и ознакомления с окружающим миром. Они работают не менее успешно, чем методика обучения чтению.

Обучение математике

Безусловным достижением автора является системный подход к такому предмету, как математика. Предлагаемая автором методика основана на системе таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, и какие действия можно с ними производить. Дети осваивают по методике Зайцева счет до ста и дальше, многие вообще погружаются в математику с головой, приходят в восторг от различных операций с числами, приводящим к поразительным результатам. Зайцев в доступной форме рассказывает, откуда взялись дроби и степени, и что можно с ними делать. Эта методика рассчитана на детей 3 - 4 лет, но ее также можно использовать и для учеников начальной школы.

Пособия по математике ("Тысяча+", "Миллион+", "Орнамент" и др.) позволяют пятилеткам превосходить требования, предъявляемые к нынешним второклассникам, а то и третьеклассникам.

Вы посчитали с ребенком пальчики на руках - и тут же оказались на границе числового пространства, рекомендуемого для освоения в раннем возрасте. И что теперь - в течение нескольких лет, до самой школы, так и блуждать среди этих десяти "сосен"? Тут уж никакие ваши ухищрения, никакие игрушки не помогут убедить малыша, что математика - это здорово!

Сотня - вот тот минимум, в который попадает ребенок на первом же занятии. Может быть, вы даже расширите его с ним вместе, потому что, досчитав до ста, вы скажете "101", потом вы скажете "сто", а малыш тут же добавит "два". Какое-то время вы будете считать "в два голоса", а потом он и один справится.

Всё начинается с числовой ленты, размещаемой на стене. Каждое число помещено в отдельное окошко, где, кроме цифрового обозначения, есть еще и его количественный образ, выраженный в маленьких квадратиках и кружочках, сгруппированных определенным образом. На одном варианте числовой ленты десяток - это пирамидка из 10 кружочков, на втором - двухэтажная полочка из 10 квадратиков: Четырёхлетки, а то и трёхлетки, за 2-3 занятия выучиваются по ленте считать до ста и обратно, находить на ней любое (по заказу взрослых) число. Услышав, увидев, показав 37, к примеру, ребёнок захватывает взглядом и непроизвольно запечатлевает в сознании вот что: 1) количество обозначаемых этим числом предметов (кружочков столько же, сколько и квадратиков); 2) цифровую запись числа; 3) его состав: 3 десятка, 7 единиц; 7 составляется из трёх и четырёх кружочков, пяти и двух квадратиков; до десятка наверху недостаёт трёх кружочков, внизу - трёх квадратиков; 4) цвет цифр тоже нельзя не заметить. Чёрные числа на ленте -че - чётные, нечёрные (оранжевые) - нечё - нечётные.

Сами собою снимаются вопросы: какое число больше, какое меньше (слева - меньше, справа - больше), на сколько больше, на сколько меньше (сосчитай клеточки от одного числа до другого и узнаешь) и проч. Покажем ребенку два числа, и он сразу же поймет, что, например, 63 гора-а-здо больше 29, ведь в окошке с числом 63 кружочков или квадратиков явно больше, чем в окошке с числом 29. На слух ребенок этого пока определять не умеет.

Кроме количественной характеристики числа, в каждом окошке есть еще одна подсказка, так удачно введенная автором: здесь постоянно присутствует гипотетический десяток. Вернитесь к изображению десятка, помещенному выше. Так вот, если мы возьмем, к примеру, число 28, то в его окошке, под цифровым обозначением стоят две полностью закрашенные пирамидки (20 кружочков) или две такие же полные полочки (20 квадратиков), а также пирамидка (полочка) с восемью закрашенными элементами. Но очертания-то целого десятка все равно есть! Поэтому мы тут же можем решить маленькую арифметическую задачку: сколько 28-ми не хватает до 30-ти? Конечно, двух. И тогда у нас будет три полных пирамидки (полочки), три целых десятка, 30. Все очень просто и наглядно.

Сначала сложение и вычитание осваивается методом присчета и отсчета, по одному в пределах ста. И вот тут ребенок понимает, что он может складывать и вычитать ЛЮБЫЕ числа: просто, когда это 2+3, то надо найти 2 и присчитать 3 окошка, а когда 28+41, то к окошку 28 присчитываем 41 и оказываемся на 69. Через некоторое время дети научатся делать это в уме (4-5 лет), выйдут за сотню и перейдут к действиям с большими числами (5-6 лет), освоят их запись, с удовольствием выучат таблицу умножения - за числовой лентой следуют другие таблицы, карточки, математические кубики.

"Стосчет" Зайцева можно посмотреть здесь

Орнамент

В шкатулке игры "Орнамент" 240 фигурок двенадцати цветов и тридцати разновидностей. Половина - "рамки", другая - "вкладыши". Из них можно составлять узоры, строить двадцатиэтажные башни, делать подвески и гирлянды, использовать в качестве шаблонов для обводок с последующим заштриховыванием или раскраской контуров. Попутно дети легко воспримут названия пятнадцати плоских геометрических фигур. Одного комплекта достаточно для работы дома, в группе, классе.

Прочие пособия

В пособиях "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию", "Что вокруг меня растёт?", "Кто вокруг меня живёт?", "Продуктовый магазин", "Детский мир" (промтоварный магазин) полтысячи картинок размером 125х125мм. Буквы на них, конечно, меньше, чем на кубиках и в таблицах, но достаточно велики, чтобы не напрягать зрения. Чуть не все мальчики бредят машинами, хотят стать водителями, гонщиками. Для таких в пособиях есть "Дорожные знаки". Абсолютно все! - 240 карточек, знаки с одной стороны, их объяснение с другой. Да ещё восемь таблиц, в которых они собраны по группам. В руководствах к пособиям описаны десятки игр, многие из которых основаны на быстром узнавании и прочитывании надписей с оборотной стороны карточек (там, где нет картинок).

Ребёнок, начавший читать, уже не остановится, непременно будет тренироваться: вывески прочитывать, названия газет, журналов, книг, афиши, в книжки с крупным шрифтом начнёт заглядывать. Альбом "Любимые картины" обязательно ему понравится. Картины (есть, что поразглядывать) и надписи крупным шрифтом, зелёным с чёрным, как во всех пособиях Зайцева: Алексей Венецианов. Спящий пастушок (1824). Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина (1827). Карл Брюллов. Последний день Помпеи (1833). Иван Шишкин. Дубовая роща (1887) и т. д.

Осилив впервые текст из нескольких строчек, ребёнок готов по 20-30 раз вслух его перечитывать: закрепляет навыки плавного, быстрого чтения. В "Читай и пой" (Н. Зайцев и Г. Струве) более двух десятков песен - от восьми строчек до двадцати четырёх. В пособии "Рисую. Читаю. Пишу" 300 загадок и 100 скороговорок. "Жил-был у бабушки серенький козлик" под аудиозапись распевать или загадки, скороговорки многократно прочитывать, конечно, интереснее, чем тексты из букваря. Буквы во всех пособиях гораздо крупнее, чем в любых пособиях и учебниках; выделение ударных складов чёрным цветом также помогает правильному прочитыванию слов.

Наверх
 

Часто возникаемые вопросы

В каком возрасте лучше начинать?

Начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом возрасте. Можно начинать их еще до года, можно на втором году жизни, можно позже. Ни когда не рано, но и никогда не поздно. В каждом возрасте - свои особенности, и это надо учитывать, занимаясь с ребенком.
Однако, самый эффективный возраст начала занятий - момент начала освоения устной речи. Это дает необыкновенный толчок в развитии речи и незаметное, естественное освоение чтения, наравне с устной речью. Ребенок сразу воспринимает "правила игры" - все слова можно увидеть и услышать. И запоминает эти два "образа слов" одновременно.
Еще одни наиболее благоприятный момент - четыре с половиной - пять лет. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы по-настоящему читать, уже, наверняка, очень любит книжки, и он будет понимать, зачем учиться читать. В этом возрасте обучение проходит наиболее быстро.

Как много времени занимает обучение чтению по кубикам Зайцева?

Все зависит от возраста, в котором начаты занятия. И от места занятия - дома или в группе.
Если вы начали занимать с новорожденным ребенком, надо понимать, что первое слово он сможет прочесть вслух не раньше, чем научится говорить. То есть, это может растянуться на срок от 10 до 18 месяцев. Но в этом случае, вы сильно поможете малышу с развитием речи и вообще, с умственным развитием. Только не надо забывать, что от момента прочтения первого слова до момента свободного чтения любого слова у вашего малыш уйдет еще не меньше полугода.

Можно ли давать ребенку играть в кубики Зайцева, как в обычные кубики?

Конечно, можно! Кубики Зайцева тем и отличаются от многих других методик по обучению чтению, которыми довольно трудно заинтересовать малыша, что в них можно просто играть. Всем известно, что детям нравиться строить из кубиков дома, башни, стены, возить их на машине и делать многое другое. В процессе игры он привыкает к кубикам, начинает постепенно интересоваться тем, что на них изображено.

Моему ребенку нравятся кубики, но не интересны таблицы. А другому - наоборот. Что делать?

Некоторым детям поначалу нравится играть в кубики, но они совершенно не интересуются таблицами. Нужно ли пытаться заинтересовать ими ребенка? Нужно, только не следует делать это слишком настойчиво. Пусть таблицы ( а лучше только одна - таблица номер один) просто висят на стене. Постепенно, когда ребенок будет с удовольствием играть в кубики, начинайте привлекать его внимание и к таблицам. Лучше всего делать это одновременно с игрой в кубики. Можете поискать изображение любимого кубика на таблице (игра похожая на традиционное лото, где к изображению на большой карте ищется маленькая карточка с таким же изображением). Придумывайте похожие игры по совмещению обоих частей учебного пособия. Если малыша пугают размеры таблицы, и он в ней плохо ориентируется, вешайте ее сначала по частям и подбирайте к вывешенной части нужные кубики.

Если же, наоборот, малыша привлекает пение попевок по таблице, поиск на ней нужных складов и так далее, но не интересуют кубики, не форсируйте. Занимайтесь с таблицами столько, сколько ему нравится, а кубики вводите постепенно, по одному и не на каждом занятии.
Ну, а если у вас все-таки не получилось заинтересовать малыша тем, что ему не понравилось с самого начала, не расстраивайтесь. Можно с успехом научиться читать используя только кубики или только таблицы. Главное не падать духом и двигаться вперед.

Где и как хранить кубики Зайцева?

Кубики можно хранить двумя способами: в месте, недоступном ребенку или так, чтобы малыш мог в любой момент подойти и поиграть с ними. Как лучше?

Если вы начинаете занятия по кубикам Зайцева с малышом до года, то. несомненно, стоит после каждой демонстрации убирать кубики подальше. Когда малыш немного подрастет и станет более смышленым, вы сможете оборудовать ему место для игр с кубиками в зоне досягаемости. Это может произойти примерно в год, год и три-четыре месяца. Все зависит от того, насколько ваш малыш хорошо понимает, что кубики надо беречь, что их нельзя грызть и на них нельзя наступать.
Если же вы начинаете занятия с ребенком более старшего возраста, все зависит от его темперамента. С шаловливым, очень подвижным ребенком можно попробовать договориться, что этими с кубиками нужно обращаться аккуратно. Что если он хочет, чтобы мама с ним в них играла, то нужно принять это условие. Если малыш все равно пытается наступить на кубик или смять его, на некоторое время отложите занятия вообще, а потом доставайте только иногда и играйте в кубики только за столом, чтобы игра была менее активной.

Как оборудовать место для игр с кубиками Зайцева?

Если вы решили, что кубики Зайцева могут находиться в месте, доступном для ребенка, то лучше, если они не будут храниться в ящике, а будут стоять на полочках. Так ребенку их легче будет искать нужный кубик. На этих же полочках вы будете писать с малышом слова.
Вам может понадобиться небольшой стеллаж (металлический, пластмассовый или деревянный), который имеет три-четыре полочки. Длина полочек не имеет большого значения, а расстояние между ними (высота) и ширина каждой из них должна быть не меньше 12-15 см. Его нужно повесить так, чтобы ребенок легко доставал до любой из полок.

Если стеллажа нет, то можно использовать одну книжную полку (из нее, конечно, нужно вытащить стекла). Кубики будут храниться внутри полки, а слова писать вы будете наверху. Ее нужно повесить на небольшой высоте. Так, чтобы ребенок мог свободно ставить кубики наверх полки.

Наверх
 

Обобщение опыта работы

Обобщение опыта работы вот о чём говорит:

Многие родители способны обучать детей сами. У особенно нетерпеливых складывают слова из кубиков и начинают читать, считать даже двухлетки.
Дети, знакомые с "Кубиками", быстрее выходят в речь, чище берут звуки.
Дошкольники четырёх-пяти лет, два раза в неделю по часу-полтора обучающиеся начинают читать и считать в пределах ста через 10-12 занятий.
Дети с отклонениями в развитии успешно реабилитируются.
Первоклассники начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста в первую неделю.
Зрение и осанка не только сохраняются, но даже улучшаются (имеются заключения серьёзных учёных), резко снижается число проблем, связанных с гиподинамией.


По материалам сайтов

www.babylib.by.ru

nansysan.narod.ru

www.babyclub.ru

www.babyshop.com.ua

www.malyshi.com

Наверх
 

<<< К списку методик     Наверх

 

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем