УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Новое в методике
Новое в методике

Рекомендуем

 

 

<<< К списку методик

Штейнер

 
О методике
Вальдорфская педагогика

О методике

Вальдорфская педагогика- методика подражания природе. Отрицание раннего развития.

Первая свободная вальдорфская школа была основана в городе Штутгарт (Германия) в 1919 году. Европа, переживавшая социальные и экономические потрясения первой мировой войны, стояла перед необходимостью переосмысления прошлого и создания новых общественных структур.

Основоположник вальдорфской педагогики Рудольф Штейнер активно разрабатывал в то время идеи новой социальной формы общества, которая отвечала бы внутренним законам общественного развития. Рассматривая социальный организм как систему, состоящую из экономической, правовой и культурной систем, Штейнер считал, что подлинный прогресс в социально-культурной сфере требует полного обновления воспитательного и образовательного процесса.

В этой ситуации Эмиль Мольт, директор фирмы "Вальдорф-Астория" в Штутгарте, предложил Штейнеру создать школу для детей рабочих и служащих своей фабрики. "Фундаментом новой школы должны были стать внутренние законы и условия развития человека, которые у всех детей при всех индивидуальных различиях одинаковы... В вальдорфской школе было исключено деление по социальным слоям, степени одаренности, принадлежности к определенному вероисповеданию".

Одним из основных требований, предъявляемых к современной школе, является обеспечение своим выпускникам самой широкой общей образованности. Образованности, которая будет позволять понимать темп изменений, уметь приспосабливаться к нему и давать возможность в случае необходимости, уже будучи взрослыми, получить новую профессию.

Нигде в мире не нужны доктора математических наук, которые способны лишь использовать изобретенные другими формулы, в такой работе компьютер гораздо успешнее справляется с расчетами, чем человек. Повсюду требуются творчески мыслящие математики, инженеры и химики, способные сами делать новые открытия. И все меньше и меньше на современных производствах требуются работники, выполняющие рутинную работу. Автоматы выполняют эти виды работ дешевле и лучше.

Наряду с широким образованием, творческим началом и уверенностью в своих силах есть еще одна важнейшая человеческая способность, которой должен обладать современный человек и которую следовало бы воспитывать в годы школьного обучения. Это - социальность или умение, оставаясь самим собой, воспринимать людей такими, какие они есть.

Никто из современных учителей и воспитателей не может предвидеть, в какой части света будут жить и работать его ученики, с какими культурами и людьми они столкнутся в будущем. Выработать способность жить и работать с другими людьми независимо от их происхождения, национальности, религиозных убеждений или политических взглядов - высокая и благородная задача.

Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка.

В настоящее время вальдорфские школы широко распространены по всему миру - в разных странах насчитывается около 700 школ и около 1000 вальдорфских детских садов. В 90-е годы движение за создание вальдорфских школ начало развиваться и на территории Советского Союза. В начале 90-х годов в России было 18 школ, официально зарегистрированных в Международном списке вальдорфских школ.

Цель методики:  Воспитание личности, способной мыслить творчески, обходясь при этом малым.

Развивающей и воспитывающей средой считается окружающий мир. Тут нет особых игрушек, пособий или развивающих материалов. Используется все то, что находится вокруг. Так у малыша формируется ощущение сопричастности ко всему, что происходит вокруг, понимание себя как части мира. Нет в этой педагогической системе и строгих дисциплин, чтения или математики, все взаимосвязано. Знания как бы впитываются ребенком, а задача воспитателя - направлять этот естественный процесс. Весь дошкольный период с детьми вальдорфских детских садов работает только один педагог: он и поет, и рисует, и считает, и читает, и играет с ними. Воспитатель знает индивидуальные особенности каждого ребенка и сам решает, как и чему учить малыша. В штайнеровских школах даже в средних классах нет учебников, дети ведут одну большую тетрадь по всем предметам, она же - учебник. Основной способ передачи знаний детям основан на восприятии. Ребенок должен увидеть нечто, прочувствовать, пережить, удивиться и вслед за этим осознать.

И хотя штейнеровские школы не имеют непосредственного отношения к раннему развитию, именно для маленьких детей они являются оптимальными. И совсем не обязательно, сбиваясь с ног, искать по городу специальный садик. Любая мама способна со своей крохой выйти на улицу, в лес ли, в город, к реке, взять в руки простой осенний листок и на нем одном показать и многообразие цветов, и познакомить с формой. Не усаживая кроху за стол и не кладя перед ним никаких тетрадей, а просто на шишках, палочках, прутьях забора, окнах в домах. И это будет не просто пустая информация, а система взаимосвязанных представлений о себе и своем месте в окружающем мире.

Наверх
 

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика - часть созданного в начале двадцатого века Рудольфом Штейнером теософского учения. Согласно Штейнеру человек состоит из 7 оболочек (тел):

1. Физическое тело.
2. Жизненное (эфирное) тело.
3. Астральное (ощущающее душевное) тело.
4. Я, как зерно души (душа рассудочная).
5. Самодух, как преображенное астральное тело (исполненная духом душа сознательная).
6. Жизнедух, как преображенное жизненное тело.
7. Духочеловек, как преображенное физическое тело.


Для педагогических целей важно, что эти оболочки формируются у человека с возрастом, через 7 лет. Вначале физическое тело, потом эфирное и т.д., через каждые 7 лет. В соответствии с этим возрастным делением и строится обучение ребенка. Т.к. по Штейнеру у человека раньше формируется астральное (ощущающее) тело, в вальдорфском детском саду очень много внимания обращают на развитие способности к ощущениям. Все дети занимаются музыкой (в основном, игрой на флейте) и эвритмией (сочетание движений с ритмическими текстами и стихами, музыкой).

Обучение разделено на три этапа: до 7 лет дети учатся через подражание, с 7 до 14 по преобладанию чувств, эмоции, и лишь старше 14 на первый план выступает развитие логики.

Вальдорфская педагогика  избегает любого раннего интеллектуального развития вплоть до школы. До школы детям "разрешается" только играть, развивать интуицию, воображение: в жизнь ребенка не надо досрочно вводить неестественные абстрактные символы - буквы, цифры. Игрушки разрешены только самые примитивные, исключительно из природных материалов, что способствует максимальному развитию внимания, воображения, ведь ребенок сам "додумывает" недостающие детали: так, у тряпичных, деревянных кукол отсутствует выражение лица (оно не успевает за развитием сюжета игры). Группы в детском саду разновозрастные. Очень много времени дети занимаются прикладным творчеством: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. Предпочтение в методике отдается занятиям искусством, ремеслам. В вальдорфской школе очень много театрализованных праздников, драматических и кукольных спектаклей (кукол для них изготавливают только из натуральных материалов). Педагоги стараются приблизить ребенка к природе и наглядно дать ему представления об окружающем мире: показывают процесс выращивания пшеницы и изготовления ниток, ухода за животными и т.д. (правда, объяснения даются тоже с оккультных позиций).

Телевизор, компьютер строго запрещены. Система старается до времени оградить ребенка от стрессов "большого мира": политики окружающего общества, хотя бы до подросткового возраста. Ученики как бы живут внутри себя, развивая таким образом свои способности. В течение одного дня дети проходят только один предмет, требующий серьезной умственной работы, изучение предметов в средней школе идет эпохами, много внимания уделяется психологии индивидуума. В то же время у ребенка должен наблюдаться особый склад мышления, характер, быть легко внушаемым, не являться лидером.

Спецификой вальдорфской педагогики является очень позднее обучение детей чтению, письму и счету - считается, что обучение и стимуляцию интеллекта можно начинать только тогда, когда эмоциональный мир ребенка уже сформировался. А это, согласно Штейнеру, происходит к 14 годам (!).

Интеллект ребенка стремятся 'не отягощать' - первоочередное внимание уделяется 'творческому' развитию. В школе нет оценок, детей не оставляют на второй год - главной своей целью педагоги считают создание такой психологической атмосферы в школе, в которой ребенку было бы комфортно.

Здесь нет привычных отметок, прописей, дневников, учебников. Каждый ученик на протяжении всей эпохи создает свой "учебник" по изучаемому предмету (записывает в большую тетрадь из ватмана важные сведения, полученные от учителя и из книг, иллюстрирует свои записи, дополняет свой "конспект" притчами и стихами, имеющими отношение к предмету).

С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.

На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию.

В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким-то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям.

В вальдорфской педагогике большее внимание уделяется тому, как учитель относится к процессу преподавания, отношениям учителя и ученика, самочувствию ребенка в школе, чем конкретным знаниям. Считается, что для учащихся младшего и среднего школьного звена отношения с учителем важнее предмета.

Основной педагогический метод - совместное (с учителем) открытие окружающего мира и удивление им. Предполагается, что подобные отношения и вся педагогическая система формируют у детей мотивацию учиться.

В общем, если у ребенка существует выраженная информационная перегрузка и есть некоторое недоразвитие эмоциональной сферы - вальдорфская педагогика Вам подойдет.

Это прекрасная система обучения рукоделию и ремеслам, развития эстетического восприятия мира.

По материалам сайтов

www.babyshop.com.ua
www.redline.ru

Наверх
 

<<< К списку методик     Наверх

 

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем