УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Новое в методике
Новое в методике

Рекомендуем

 

 

<<< К списку методик

Прочие

 
От цвета к букве, от буквы к слову
Музыкальное развитие. Методика Железновых.
Методика "Пальчиковые игры"

От цвета к букве, от буквы к слову

Это  несложный, но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название "словесного" чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.

Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия.

У нас эта методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и детских садах. В принципе этим может заниматься каждая мама - было бы желание, - много времени вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день).

В этом же ряду находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным "скотчем" - так вы сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову, вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на картинках, обращайте его внимание на картинку!

С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А - в красный, О - в желтый, У - в смесь синего и зеленого, Ы - в коричневый, Э - в смесь желтого и зеленого.

Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ "звукобуквами" (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке имеет свою цветовую "визитную карточку", и во многих языках она четко определена. Подобные "визитки" выявлены и для русского языка.

Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О - окно, У - угол и т.д. Если не получается найти предмет (Ы - ?), просто повесьте карточку на видное место. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: "Это окно - буква О" и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ!

С 9-10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть ребенку, пробовать "на зуб" и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения.

Сейчас в продаже есть печенье "Азбука" в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цели - усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: "Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква..." и т.д. и т.п.

Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные - самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.

ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные (йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я - в красный, Ю - в смесь синего и красного, Е и Ё - в зеленый, И - в синий. Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Если ваш ребенок "молчун-философ" и не говорит до 2-2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко назовет уже знакомые буквы.

К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л - в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на палитре!), М - в красный, Н - в голубой.

ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, - скажется навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б - в белый, В, Г - в синий, Д - в черно-белый (серый), Ж - в желтый, З - в зеленый цвета.

ШЕСТОЙ ЭТАП - глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ - в черно-белый, С - в синий, Ц - в желтый, Ч - в черный, Й - в синий, Ъ - в белый, Ь - в синий.

Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка.

СЕДЬМОЙ ЭТАП можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно систематически - это даст необходимый навык): найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не больше 5-6); раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром (если ребенку еще это не под силу - пусть просто произвольно штрихует цветным карандашом); найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей машинки; найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы обязательно должны быть крупными; учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА).

ВОСЬМОЙ ЭТАП - собственно "словесный". Сделать 2-3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.). Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: "Что здесь написано?"

Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но постепенно установится и обратная связь - от слова к предмету. Просите ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают. Четвертое слово можно добавить уже через 2-3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО).

Можно даже поиграть с карточками - прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и т.д., потом незаметно поменять надписи - пусть ребенок сам заметит "ошибку" и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром "обходит владенья свои" и ищет, что же появилось нового?!

Время от времени устраивайте "ночные ураганы". Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты. Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите, как незаметно для вас сын или дочь начали "читать" знакомые слова.

Поначалу зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант "урагана", когда таблички будут не сорваны, а перепутаны - развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось выше.

Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно обозначение нарисованного одним словом - ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию - пусть он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например: НОС, РОТ, ДОМ, ЗУБ, ДЫМ, БОК.

Источник: http://babylib.by.ru

Наверх
 

Музыкальное развитие. Методика Железновых.

Железнов Сергей Станиславович.

Педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы. На данный момент более 20 лет является руководителем студии раннего музыкального развития.
Автор ряда методических пособий и аудиокассет по раннему развитию малышей.

Железнова Екатерина Сергеевна.

Закончила музыкальный педагогический колледж №7 "Маросейка", специализация - дирижёр, музыкальный руководитель.
Автор методических материалов и аудиопособий по раннему развитию детей.

                                 
                                                  Первые игры

Первые игры с малышом

Каждая мама чувствует, что недостаточно только кормить, перепелёнывать и гулять с ребёнком. Уже в первые месяцы жизни малыша у мамочек появляется необходимость иметь в своём "репертуаре" народные песенки-игры. Не случайно такие игры есть в каждой стране, у каждого народа. Как бы само собой возникает желание развлекать ребёнка, говорить с ним приподнятым тоном, весело, нараспев. Песенки, сопровождающиеся ритмичными движениями, радуют малышей и одновременно развивают музыкальный слух, чувство ритма, приучают к определённой дисциплине. Ребёнок постепенно запоминает многократно повторяющиеся мелодии и слова, у него появляется желание "подпевать". Во время игры тренируется навык быстрого реагирования на ситуацию и слова взрослого, формируется уверенность в себе. Малыш постепенно привыкает "соблюдать" правила игры, а развитие мелкой моторики способствует хорошему общему развитию, в том числе овладению речью.

Самые первые песенки-игры напоминают массаж. Продолжительность этих игр на первом месяце жизни 2-3 минуты. Малыш должен видеть ваше лицо. Поглаживайте ручки ребёнка от пальчиков к плечам, а ножки - от ступней к бёдрам. Гладьте очень осторожно. Приговаривайте или подпевайте в такт движениям. Есть народные песенки-игры, похожие на пассивную гимнастику, их можно проводить со второго месяца жизни. Движения выполняются в удобном для малыша темпе с помощью взрослого. Первое время не следует пропевать песенки более двух раз подряд. Общее время занятий - не более 5 минут.

Песенки-игры для развития чувства ритма доступны ребёнку с 5-6 месяцев. Взрослый оказывает помощь малышу в выполнении ритмичных игровых движений под пение или ритмичный говорок. Старайтесь движение сделать для малыша простым, подобрать удобный темп, подлаживайте пение под движения ребёнка. Если малыш пытается выполнить упражнение сам, выражайте бурную радость. Часто бывает, что малыш охотнее, ровнее и ритмичнее стучит вашей рукой или какой-нибудь игрушкой (кубиком, погремушкой), чем сам. Хвалите, просите "помочь маме поиграть".

Как часто обновлять репертуар

Выбрав 4-5 песенок-игр, вы должны ежедневно выполнять их, стараясь развеселить малыша. Вы можете переписать их на аудиокассету в удобном для вас порядке и с необходимым количеством повторов (от 2 до 4). Также полезно выучить песенки и петь их самой под фонограмму, играя с малышом.

Каждый месяц рекомендуется  добавлять к практикуемым играм 2 - 4 новых и одну, наиболее понравившуюся, оставлять в вашем "репертуаре" для ежедневного использования.

Пальчиковые игры

Такие игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Известно также, что большую роль упражнения ручками и пальчиками играют в развитии умственной деятельности ребенка.

Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе. На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами;
1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.
2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.
3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик.

Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху.

Показ игрушки с пением

Начинать рекомендуется с  трёх месяцев. Занятия лучше проводить в течение 2-3 минут. Показ игрушки с пением - это форма слушания музыки, доступная для самых маленьких детей.

Используйте для показа подходящие по содержанию песенок игрушки, куклы.

Малыш должен видеть ваше лицо. Если не поёте, а проговариваете текст песенки - подчёркивайте ритм, игрушка во время показа должна двигаться. Можно показывать, наклонившись над лежащим ребёнком, или вести игрушку у края кроватки. Чтобы ребёнок повернул голову, начинайте или заканчивайте пение и показ сбоку от его головы Ребёнка постарше можно держать на коленях или посадить рядом. В конце игры дайте возможность малышу поиграть с игрушками, которые вы ему показывали.

Поиск источника звуков

Чтобы привлечь внимание малыша 5-6 месяцев к звукам, можно играть в "прятки": искать вместе звучащий предмет или игрушку.

1. Игрушку, например утёнка, поместите за спиной малыша и когда утёнок "крякнет", побудите ребёнка повернуться и взять игрушку.
2. В картонную коробку поместите утёнка или другую "говорящую" игрушку. Вырежьте часть картонной стенки. Пусть игрушка будет немного видна. После "кряканья" покажите ребёнку, как поднять коробку и взять игрушку в руку.
3. Постепенно усложняйте задание. Те предметы, которые могут звучать без вашей помощи, спрячьте в комнате (приёмник, магнитофон, будильник, музыкальная шкатулка, и.т.д.). Привлекайте внимание ребёнка к звуку, ищите вместе с ним, если сразу не найдёт - помогите.

Для игры выбирайте наиболее интересные для малыша предметы и игрушки, говорите короткими фразами - только чтобы поддержать интерес. Если замечаете усталость или недовольство ребёнка - помогите найти побыстрее.

Узнавание картинок по звукам

К этому разделу следует переходить после того, как ребёнок научился имитировать звуки, которые издают игрушки, повторять за вами: "Бе", "My", "Ав" и т.п. Малыш начал узнавать шумовые и детские музыкальные инструменты по звучанию, проявлять интерес к рассматриванию книжек с картинками, играть с фигурками зверей.

Для занятий нужны  картинки животных, машин, звучащих предметов, фотографии знакомых детей и взрослых.

- Запишите на магнитофон интересные для малыша звуки и голоса. Выберите для прослушивания самое доступное для различения, например часы, голос бабушки и гудок машины. Привлеките внимание ребёнка, покажите две-три фотографии, рисунки со словами: "Смотри (показываете картинки), а теперь послушай; это часы, машина, голос бабушки". Можно прослушать запись несколько раз. После этого прослушивайте звуки отдельно, ребёнок должен показывать соответствующую картинку. Изобразите бурную радость, если ребёнок как-то показал, что узнал.

Через несколько дней поменяйте картинки и соответствующие записи на аудиокассете. Не торопитесь, первое время не выкладывайте перед ребёнком более двух предметов или картинок.

Постепенно меняйте пары, выкладывайте предметы по 3-4. Если не получается, вернитесь к более лёгкому этапу. Примерно после одного года можно перейти к песенкам с картинками.

Музыкальные занятия "по картинкам"

Иллюстрации из книжек начинают показывать  после 10 месяцев. Такая деятельность по силам ребёнку, если он, слушая песенки, может следить за показом игрушек более 5 минут и пробует имитировать "голоса" животных и другие звуки. Проследите, чтобы малыша ничто не отвлекало. Занимайтесь не более 2-3 минут.

Чтобы  заинтересовать малыша книгой садитесь с ребёнком у стола с музыкальным инструментом (металлофоном, ксилофоном, синтезатором) или у пианино. Рассказывайте малышу содержание картинок  книжек максимально просто, короткими фразами. Персонажей указывайте. Изображайте звуки, которые издаёт предмет или зверь, старайтесь рассмешить малыша. Чередуйте рассказ с пением соответствующих песенок. Если играть не на чем или вы не умеете, пойте и ритмично стучите под фонограмму. Не беспокойтесь, если ребёнок не реагирует, и показывайте, что рады, если он проявляет интерес.

Рассматривание иллюстраций и прослушивание подготовят детей к участию в играх.

Танцевальные движения под музыку

С 3-4 месяцев можно танцевать с ребёнком на руках под плясовые песенки . Напевая песенки (или под фонограмму), придумывайте и демонстрируйте движения кукол, игрушек. Ребёнок заинтересуется.

Не рекомендуется  устраивать "танцы" сразу после пробуждения ребёнка, после приёма пищи или при посторонних людях, в незнакомой обстановке.

Во время "танца" ребёнка можно покачивать, наклонять, подбрасывать, кружиться вместе с ним. Если вы придерживаете ребёнка одной рукой, машите или крутите его ручкой, трясите погремушкой, делайте ритмичные движения платком. Танцуя, не забывайте напевать песенку.

Уже в 8 месяцев при правильном музыкальном воспитании ребёнок пытается делать движения в такт музыке. После года он пытается танцевать самостоятельно.

Вам следует танцевать рядом с малышом, показывая, как топать ножкой. Поддерживая за руки, помогать идти боковым приставным шагом и кружиться, ходить вперёд и пятиться. Помогите малышу "подпрыгивать", ходить на месте, раскачиваясь. Показывайте новые простые движения, напоминайте любимые. Можно попросить малыша поучить вас танцевать и копировать его движения. Некоторые движения могут носить изобразительный характер, его вам подскажут тексты песен. Учите танцевать с куклой или игрушкой, для малыша это бывает намного интереснее, чем танцевать одному. Малыш быстрее учится, если в "танцах" принимает участие ещё один взрослый или ребёнок.

Материал: детские песенки,  подборка народной музыки.

"Игра" на шумовых и детских музыкальных инструментах

- С 8 - 9 месяцев можно знакомить ребенка с шумовыми музыкальными инструментами.

Для проведения занятий нужны  какие-нибудь звучащие игрушки или предметы, из которых дети уже научились извлекать нравящиеся им звуки. Запишите на аудиокассету звучание 5-7 известных ребёнку предметов - это могут быть игрушки, кухонные принадлежности и посуда, самодельные, детские или профессиональные музыкальные инструменты. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.

1. Положите перед малышом два предмета, звучание которых вы записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том инструменте, который ребёнок услышит.
2. Прослушайте запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть малышу.
3. Прокрутите плёнку назад, прослушайте повторно. Когда малыш начнёт сам играть под запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента. Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.

Когда малыш познакомится с инструментами попробуйте сами сыграть "дождик капает", "цыплята клюют", "выстрелил охотник" и т.д. Когда ребёнок понаблюдает, как вы играете, предложите ему, чтобы он помог. Малыш не только будет повторять ваши приёмы, но и придумает что-то своё. Тут же можно спеть или сыграть соответствующие воспроизводимым "эффектам" детские песенки.

Если ребенку хочется поиграть на пианино или синтезаторе самому, пусть "играет" вашим пальцем. Получится, что он "играет" как бы сам. Малыш чувствует и видит движение мелодии, учится "играть" ритмично, привыкает к клавишам. Пробует "подпевать" во время игры. Для "игры" на инструменте и подпевания выбирайте самые несложные песенки.


Музыкальное развитие


Развитие чувства ритма

Музыка развивает чувство ритма у ребенка. Чувство ритма у малыша проявляется равномерными танцевальными или игровыми движениями под музыку. Чувство ритма у  детей развивают массаж с пением, который можно начинать с первого месяца жизни, гимнастика с пением - со второго. Выстукивание "в такт" фонограмме или пению с помощью взрослого на шумовых и детских инструментах - с четвёртого, пятого месяца. Гимнастика - начиная с года.

Для занятий расставьте или развесьте набор "инструментов": колокольчиков, стаканчиков, чашечек, тарелочек, кастрюлек, бутылочек, ложечек, палочек и т.п.  Стучать следует под музыку равномерно, в такт.

Не всегда у вашего малыша будет получаться стучать ровно или в такт, при этом не следует акцентировать его внимание на том, что не получилось. Стучите вместе с ним, по очереди, разговаривайте при помощи ударных инструментов (установите диалог), поиграйте в повторяшки (один стучит, другой отвечает тем же). Можно попробовать простучать имена мамы, папы, любимых зверюшек или отрывок из стихотворения. Главное, чтобы не прерывался процесс игры.

Развитие чувства музыкального ритма, начавшись в раннем возрасте, продолжается, пока ребёнок занимается музыкой. Различные виды музыкальной деятельности способствуют этому - слушание музыки, пение, песенки-игры, танцевальные и ритмические движения, а позже - игра на музыкальном инструменте.

Подготовка к пению

Лучшей подготовкой к пению является пение мамы с первых дней жизни ребёнка. Первые 3-4 месяца это должны быть в основном колыбельные и другие спокойные, протяжные песни. Побуждать ребёнка "петь" можно с четырёх месяцев.

Обратите внимание на певучие звуки, которые слышны, когда ребёнок гулит, запомните их. Демонстрируйте ребёнку свой восторг от его вокализаций. Побуждайте продолжать. Попробуйте использовать самодельный рупор. Играйте в "попугаев": весело копируйте лепет ребёнка, особенно протяжные, певучие звуки. Учитывайте реакцию ребёнка: не обращает внимания; останавливается и вопросительно смотрит; "поёт" более оживлённо. Попробуйте во время лепета издать звук, которого нет в "репертуаре" ребёнка. В ответ на лепет давайте вариации своих звуков: меняйте ритм, высоту, пойте короткие слова.

Если ребёнок замолкает - не удивляйтесь. Некоторые дети предпочитают лепетать, когда остаются одни.

Звукоподражание

Начинать занятия следует после того как ребёнок, слушая фонограмму, попытается подражать "голосу" животного или другому звуку.

- Подберите рисунки или фотографии животных, птиц, а также предметов, которые "издают" интересные звуки. Используйте цветные иллюстрации книг , подберите их сами исходя из выбранного вами песенного материала.

Учитывайте, узнают ли дети предметы и животных. 2. Какие звуки малышу наиболее интересны? 3. Какие звуки дети легко воспроизводят?

- Садитесь рядом с ребёнком и рассказывайте по картинкам. Не беспокойтесь, если нет реакции, и показывайте, что рады, если ребёнок проявил интерес. Имитируйте звуки, которые издаёт предмет или зверь, изображайте его характерные движения, старайтесь рассмешить малыша. Чем ярче будет ваше исполнение, тем скорее ребёнок начнёт копировать. Например: "Вот собачка! Собачка говорит: "Ав-ав!"" Лайте, пока это нравится вашему ребёнку и вам. Когда ребёнок научится повторять звук за вами, показывайте картинку и ждите 3-5 секунд, может быть, ребёнок начнёт имитировать звук сам. Если нет, помогите. Хвалите за любую попытку, даже если малыш только шевелил губами.

-Ребёнку легче подражать звукам, если он видит, как подражаете вы. Иногда можно пальцами поправить положение губ ребёнка.

- Старайтесь пользоваться красочным и ярко раскрашенным обучающим материалом. Эти книжки, игрушки, инструменты доставайте только для урока, чтобы они оставались интересными. Первое время "Уроки" должны быть чрезвычайно короткими, лёгкими, чтобы ребёнок успешно справлялся: продолжительность одного задания составляет приблизительно 30 секунд, всего должно быть не более трёх заданий.

Гуляя на улице, предложите ребёнку повторить интересные и несложные для него звуки (ворона, кошечка, собачка, гудок машины).

Развитие слуха

- Со 2-3 месяца ребенку следует давать погремушки. Музыкальные игрушки знакомят малыша с разнообразными звуками и побуждают его к самостоятельному музицированию.

Кроме погремушек можно использовать любые колокольчики, маленькие игрушки или предметы со звуковыми эффектами, которые, будучи подвешенными над кроваткой, сразу зазвенят, запищат. Делайте погремушки сами: коробочки, флакончики и бутылочки с рисом, горохом, камушками. Подвешивайте их так, чтобы малыш мог дотянуться. Время от времени следует играть при ребёнке или помогать играть малышу.

Заниматься рекомендуется по 2-3 минуты несколько раз в день. Иногда можно привязать погремушку или колокольчик к запястью или лодыжке ребёнка, чтобы при движениях малыша они гремели.

Также можно использовать бубны, трещотки, свистки, барабанчики, бубенцы и другие. Звучание следует демонстрировать ребёнку негромко и ненавязчиво, чтобы ребёнок не начал бояться "музыки". Можно использовать пианино или синтезатор для извлечения самых разнообразных звуков.

Играйте настолько разнообразно, насколько возможно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, прибавляя громкость и затихая, ритмично и без какого-либо ритма. Играйте то на одном инструменте, то на другом.

Обращайте внимание на звуки, которые вызывают интерес ребёнка. Улыбайтесь малышам, разговаривайте с ними, особенно если они реагируют на "музыку". Расскажите малышу, какие звуки особенно нравятся вам, почему нравятся, как они получаются.

Можно  использовать записи с танцевальной, инструментальной или вокальной музыкой. Но это должны быть лучшие образцы любимого вами стиля.

Наиболее удобна для свободного музицирования народная музыка (и не обязательно только русская). Отбивайте ритм, подпевайте, подыгрывайте, если умеете. Только не включайте очень громко, и 5 - 6 минут вполне достаточно.

Интонация

Интонация в музыке занимает огромное место. Подрастающему музыканту педагог часто говорит: Играй выразительно, с интонацией !. Ваша задача показать все разнообразие интонаций в музыке ребенку сейчас. Сделать это не сложно. Если вы стесняетесь петь песенки малышу , можно читать ему стишки разными голосами : сердито или ласково, деловито или стесняясь. Даже если вы не считаете себя мастером в пении песен попробуйте пропеть вместе с ребенком простенькие попевки придерживаясь того же принципа. Для ребенка от года до тр х такая игра большое развлечение, это увлекательно и заразительно. И вы убедитесь на своем опыте как быстро, оказывается, он овладевает различными интонациями, как легко запоминает стишки и песенки. У вас потерялись ноты, в нужный момент куда-то подевалась книжка со стихами. Поищите ее вместе с ребенком, приговаривая то толстым грубым голосом, как у медведя, то тоненьким писклявым, как у мышки: Куда же подевалась книжка? . И книжка найдется и ваш ребенок сможет освоить новые качества: интонацию, тембр и высоту голоса.

Тембр голоса и инструментов

Для определения тембра голоса хороши все игры закрытыми глазами с различными вариациями, игры в разговор по телефону и т.д. Тембр инструмента лучше всего ребенок различает, если ему играют на этом инструменте или он пробует сам. Но не каждый родитель может похвастаться, что играет на каком- либо инструменте, а даже если и играет, то на одном, реже - на двух. В этом случае можно посоветовать слушать записи, это не ново, весь секрет в том, как их слушать. Заставить ребенка слушать сложные произведения, все равно , что попросить первоклассника решать задачи из высшей математики. Нужно начинать с простого. Вспомним эволюцию, то как развивалось человечество. Сначала были созданы простейшие инструменты - ударные , затем духовые, струнные Не сразу человек перебрался из пещер с плясками у костра в роскошные концертные залы с музыкой , которую сейчас называют классической. Слушание музыки или игра на инструментах с малышом  на первых порах будут напоминать пляски у костра и пусть это вас не смущает. Конечно, необходимо сказать и о том, что ваш ребенок - индивид, который развивается в определенной культуре и поэтому, ему будут близки те музыкальные произведения и те инструменты, которые одобряются и наиболее популярны в нашем обществе. Слушая же отрывки из музыкальных произведений попробуйте вместе с ребенком иммитировать те инструменты, которые вы слышите. Если вы хотите обратить его внимание на другой аспект звучащей мелодии, например, кто его написал и как называется произведение, то лучше показать портрет композитора, познакомить сочинителя с вашим ребенком и слушать в движении, здесь вам поможет ваша фантазия. Звучит Полет шмеля Римского-Корсакова , полетайте как шмель; звучит тема прогулки Мусоргского из Картинок с выставки создайте ощущение того, что вы вышли на прогулку и др.

Музыка и темп

Как обратить внимание ребенка на различный темп в музыке. Слушание контрастных по темпу произведений, а лучше смена темпов в одном произведении - вот тропинка, которая приведет к результату. Но вы уже знаете , что пассивное слушание не приведет к нему. Двигайтесь под музыку, стучите, рисуйте, используйте различные предметы и картинки.

Многие родители задаются вопросом: Как научить ребенка петь чисто и красиво? . Прежде всего - пойте сами, не важно получается у вас или нет. Если вы сами не будете петь, то и у ребенка может не возникнуть такой потребности. Вы поете красиво, чисто , а ребенок гундосит . Как быть? Известно, что многократное повторение одной и той же мелодии может привести к желаемому результату. Но ребенка не возможно заставить петь одно и то же 10 раз. Тогда на помощь приходит ваша смекалка. Вы поете эту мелодию сидя, стоя, громко, тихо, вместе с собачкой, зайцем, весело, грустно, взявшись за руки и т.д. Таким образом, вы повторяете мелодию столько раз, сколько удастся придумать различных модификаций игры, словом, пока вам и ребенку не надоест этим заниматься.

В хорошем исполнении проявляется то, как ребенок слышит высоту звуков. Для того чтобы развить и обострить восприятие высоты звуков в музыке для детей в этом возрасте хорошо использовать различные предметы, помогающие понять это соотношение. Например, строить башенку и петь (чем выше кубик, тем выше звук). Или попробовать петь и рисовать на вертикально прикрепленном листе: рисуем вверх - поем вверх, вниз - звук голоса все ниже и ниже.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок играл на каком-нибудь инструменте. Подготовкой к этому можно заняться уже сейчас.

С какого времени начинать обучение игре на инструменте? Это решать педагогу. Если ваш ребенок уже готов к контакту с инструментом, почему бы и не попробовать? Многое зависит от взаимодействия между преподавателем и вашим ребенком. От личности преподавателя , от его способности устанавливать доверительные отношения с учениками.

Маленьким детям свойственно говорить, что они уже умеют играть, например на фортепиано. И это не удивительно. Ведь они извлекают из него звук, этот звук может олицетворять погоню кошки за мышкой, полет птички или рев медведя. А это уже творчество. Пусть ваш малыш еще не играет Шопена, не импровизирует на темы Моцарта и Баха, но он играет знакомые ему вещи: героев сказок, песни о своих любимых игрушках. И такая игра достойна похвалы и поощрения. Это те же каракули на листе до того, как малыш действительно начнет рисовать понятные взрослым изображения.


Игры под музыку


"Кораблик" (физическое развитие) - от 4 мес.

"Плывёт к нам, плывёт к нам кораблик
Кораблик плывёт золотой
Везёт нам, везёт нам подарки
Подарки везёт нам с тобой
К нам, к нам, к нам, к нам,
Кораблик подарки везёт по волнам
К нам, к нам, к нам, к нам,
Кораблик плывёт по волнам
Ведёт наш кораблик утёнок
Хороший и смелый моряк
"Подарки!" - кричит нам утёнок
"Подарки для маленьких, кряк!"
К нам, к нам, к нам, к нам,
Кораблик подарки везёт по волнам
К нам, к нам, к нам, к нам,
Кораблик плывёт по волнам"
 
Дайте малышу ухватиться двумя руками за ваши большие пальцы, и зафиксируйте его руки своими; или возьмите его под мышки. Поднимайте его вверх и ставьте на пол (или диван) давая отдохнуть. На припев - раскачивайте малыша из стороны в сторону или вперёд назад.

"Что мы любим" ( 5 месяцев - 1,5 года)

"Мы в ладоши хлопать любим
И хлопаем всегда (2 раза)

Припев:
Да-да, да-да, и хлопаем всегда!

Мы ногами топать любим
И топаем всегда (2 раза)

Припев:
Да-да, да-да, и топаем всегда! Мы кружиться очень любим
И кружимся всегда (2 раза)
Припев:
Да-да, да-да, и кружимся всегда!

Помогайте малышу выполнять движения в соответствии с текстом песни. До года - танцуйте с малышом на руках, помогая ему хлопать в ладоши, сами топайте ногами и кружитесь. После года помогайте малышу выполнять движения, стоя на ножках.
 
"Раз, два, три" ( 9 месяцев - 1,5 года)

"Раз, два, три, четыре
Пошли гулять, пошли гулять
По нашей по квартире! (2 раза)

Припев:
По пути обойти все игрушки надо
Если не упадём, будем очень рады!
Раз, два, три, четыре
Пошли гулять, пошли гулять
По нашей по квартире! (2 раза)

Припев:
По пути обойти все игрушки надо
Если перешагнём, будем очень рады!"
 
Положите рядами кубики и игрушки, возьмите малыша за ручки и, напевая песенку, обходите препятствия. Побуждайте малыша перешагивать через игрушки, помогите перепрыгивать через них.

Песенки-инсценировки (от 6 мес. до 2 лет)

"Сидит мишка" (от 6 мес.)

Сидит мишка, сидит мишка, сидит мишка, сладко дремлет,
Сидит мишка, сладко дремлет.
Взгляни, мишка, взгляни мишка, взгляни, мишка, на народ
Взгляни, мишка, на народ
Лови, мишка, лови, мишка, лови, мишка кого хошь
Лови, мишка кого хошь.
 
Возьмите игрушечного мишку и расположите его на уровне глаз ребёнка.
1 куплет - мишка спит. Переворачивайте игрушку с боку на бок.
2 куплет - мишка просыпается, оглядывается, кланяется, гуляет.
3 куплет - мишка "ловит" малыша. Дотрагивайтесь поочерёдно игрушкой до ручек, ножек, животика ребёнка и отодвигайте игрушку назад.

"Кашка" (от 8 мес.)

Кому надо кашки? Сладенькая кашка
На большой тарелке пропадает даром
Скушай, дитятко, скушай, золотко
Одну ложку съешь за мамочку (бабушку, мишеньку, и.т.д.)

Под предложенную игровую песенку можно кормить или самого малыша, имитировать кормление игрушки на глазах у ребёнка. Затем предложить покормить игрушку самому (сперва с помощью, а потом и самостоятельно).
 
"Петушок" (от 6 мес.)

Таусеньки, таусень варит бабушка кисель (2 р.)
Летел, летел петушок через бабушкин дворок
Он весь рябенький, полосатенький
А из петушка перо полетело далеко
Ой, далёко далеко, под Иваново село.

Взяв малыша под мышки, раскачивайте его из стороны в сторону, затем вперёд - назад. На 3-4 строфы - подбрасывайте или поднимайте вверх и ставьте на пол.
 
 
"А кто у нас умный" ( 6 месяцев - 1,5 года)

"А кто у нас умный, кто у нас разумный?
Люшеньки-люли, кто у нас разумный?
На коня садится, едет - веселится
Люшеньки-люли, едет - веселится
А кто у нас умный, кто у нас разумный?
Люшеньки-люли, кто у нас разумный?
Со коня слезает, во трубу играет
Люшеньки-люли, во трубу играет!"

Лягте на спину, малыша посадите себе на ноги. Качайте малыша под музыку. В конце песни перекатите малыша на пол. Также ребёнка можно катать на закорках, а в конце песни "падать" на кровать.
 
Игрушки

Мишка с куклой громко топают, громко топают, посмотри (топаем)
И в ладоши громко хлопают, громко хлопают раз, два, три (хлопаем)
Мишке весело, ой, как весело, вертит мишенька головой (вертим)
Кукле весело, тоже весело, ой как весело, ой, ой, ой

По материалам сайта
www.m-w-m.ru

Наверх
 

Методика "Пальчиковые игры"

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей   и мышления ребенка  находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты связная речь, память и внимание. Родители, которые уделяют внимание упражнениям и играм на развитие мелкой моторики и координацию движений руки ребенка, решают сразу две задачи: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем позволит избежать многих проблем школьного обучения.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, массаж пальчиков, потешки к пальчиковой гимнастике и массажу можно посмотреть здесь.

Наверх
 

<<< К списку методик     Наверх

 

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем