УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Новое в методике
Новое в методике

Рекомендуем

 

 

<<< К списку методик

Никитин

 

"Чудо в самом ребенке, а не в методике".
Доман.

Об авторах
Принципы игры
Некоторые игры Никитина
Особенности игр
В заключение

Об авторах

Бориса Павловича и Лену Андреевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины - педагоги-новаторы - разработали очень интересную систему развивающих игр. Она признана отечественной педагогикой, так как действительно приносит плоды. Книги педагогов-новаторов, давно стали настольными для большинства родителей, педагогов, врачей разных стран.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов ХХ века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Никитины - обычные родители, воспитавшие семерых детей. Их методика не рождалась научно, как теория или система. Они "проживали" и "переживали" каждое свое открытие и делали их, просто стремясь вырастить своих детей здоровыми, развитыми, одаренными, гармоничными, счастливыми. И лишь постепенно, с изумлением обнаруживая в своих детях удивительные возможности для развития всех сторон личности, внимательно прислушиваясь и присматриваясь к ним, они складывали свои наблюдения в концепцию.

Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие <опережающие> условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Они открыли в каждом ребенке индивидуальность. Показали, как можно заниматься, достигая результатов "в игре". За опытом в гостеприимный дом ездили родители со всей страны, а также из других стран- Японии, Америки. Всем посетителям Никитины не уставали говорить о том, что растят не гениев (рождается от природы), а просто талантливых детей, которых развивают их "по максимуму" того, что могло бы из них получиться


Наверх
 

Принципы игры

Отрывок из книги "Ступеньки творчества или развивающие игры". Б.П.Никитин

Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще... удерживайтесь от обидных замечаний вроде: <Ах, ты дурачок!>, <Какой ты несообразительный!> и т. п. Не обижайте ребенка в игре.

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4.Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.

5. обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.

7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.

8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры <Сложи узор> или <Рамки и вкладыши Монтессори>. Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило - наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр <включать>. Это творческая задача папе и маме.

9.Увлечения детей приходят <волнами>, поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, <забывайте> об игре на месяц-два и даже больше, а потом <случайно> (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из <волн> увлечения игрой.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте <имена> (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увле-кать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому - побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. <Не интересоваться игрой> ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двига-тельную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.

15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.

16 и т. д. - это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее

Наверх
 

Некоторые игры Никитина

В своей книге "Интеллектуальные игры" Б.П. Никитин дает подробное описание 18 играм.

Некоторые игры не нуждаются в специальных пособиях, достаточно простого деревянного конструктора (игра "План и карта") или металлического (игра "КБ САМ"), какие-то таблицы и карточки стоит изготовить самостоятельно ("Таблица Пифагора" и "Внимание"). Однако самые известные Никитинские игры выпускаются теперь фабричным способом.

Перечислим самые популярные Никитинские интеллектуальные игры в возрастающем порядке по степени сложности: "Сложи квадрат" уровни 1,2,3 (детям от 2-х до 6 лет), "Сложи узор" (4-8 лет), "Дроби" (5-8), "Кирпичики" (5-8), "Кубики для всех" (5-99), "Уникуб" (6-99).

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры". Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.

Рамки и вкладыши

Одной из игр, которые Никитин предлагает для самых маленьких, является "Рамки и вкладыши Монтессори". Автором этой игры является Мария Монтессори, выдающийся педагог и новатор идеи которой были популярны в России начала века, но долгие годы были недоступны широкой публике и переживают новый взлет популярности в наше время. Благодаря книгам Никитина некоторые наши соотечественники имели возможность использовать эту малую часть наследия Монтессори в развитие своих детей.

Эта игра доступна самым маленьким. Б.П.Никитин рекомендует начинать знакомство с этой игрой с полутора лет Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий - пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16-ю фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев.

Знакомство следует начинать с двух - трех рамочек, заранее приготовленных вами для этого радостного мига. Для первого раза подойдут круг, эллипс и квадрат как самые простые фигуры. Вы выкладываете перед ребенком эти рамочки с вкладышами к ним и одновременно рассказываете придуманную вами сказку: "Жили-были круг, эллипс и квадрат (заодно показываете ребенку фигурки). У квадрата в домике окошки были квадратные, пошел квадрат гулять и заблудился. Что же ему делать? Давай поможем квадрату найти его домик. Раз - и мы пытаемся запихнуть квадрат в круглое отверстие, но не тут-то было, - это не его домик. Пойдем дальше искать его домик: А вот и он! Смотри, как ему хорошо в своем домике". Сначала все действия вы будете производить сами, комментировать их, привлекать внимание малыша, а он в это время может перебирать предложенные вами детальки, грызть их и т.д. После того, как вы несколько раз продемонстрировали это малышу, вы можете проделать эти действия его ручкой и обязательно похвалить его, чтобы закрепить в нем положительный эмоциональный настрой на игру.

Можно играть в игру наоборот: вы вставляете вкладыш в соответствующее отверстие, а ребенок его вынимает, при этом вы ему говорите: "Это круг, это квадрат. Молодец! Достал кружок! Умница! Открыл квадрат!" Тут тебе знакомство с геометрическими фигурами и геометрической терминологией и взаимное удовольствие. Дальше можно добавить еще один комплект или заменить им один из имеющихся. Так постепенно вы освоите игру со всеми геометрическими фигурками. Возможно, что на каком-то этапе ребенок утратит интерес к игре. Лучше убрать ее на хорошо видное, но недоступное для ребенка место и вернуться к ней через месяц - два. А далее вы сами можете разнообразить занятия: можно обводить контуры фигур по рамкам, усложняя задание, делать это по вкладышам, создавать двойной контур, заштриховывать и раскрашивать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), дорисовывать их, создавать сюжетные рисунки (например, из трех равнобедренных треугольников можно нарисовать елочку, кружок - это солнце и т.д.), выкладывать орнаменты, играть в волшебный мешочек (сложить несколько фигурок в мешочке и на ощупь определять, какая фигурка попалась), можно играть в игры на внимание (положить 3-4 фигурки на стол, затем либо убирать одну из них, либо поменять местами и спрашивать, что изменилось). Игр можно придумать очень много, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В начале вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее использования. Только обязательно на некоторое время "забывайте" об этой игре, чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.

Сложи узор

Кубики "Сложи Узор" как нельзя лучше подходят для первого знакомства с развивающими играми. Что же они представляют собой? Это 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см., уложенных в деревянную или картонную коробку (наличие коробки обязательно). Грани кубиков имеют определенную раскраску: передняя грань у него - белая, задняя - желтая, правая - синяя, левая - красная, верхняя - желто-синяя, нижняя - красно-белая . Никитин в своей книге "Интеллектуальные игры" советует начинать играть в них с полутора лет. Они способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать". Начинать нужно с того, особенно с самыми маленькими, что просто, сев рядышком с ребенком, вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это - синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась. Вот давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится прыгать по синей дорожке. А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Может быть, ваш малыш уже давно не слушает вас, а смотрит по сторонам? Значит и первое знакомство надо было закончить на несколько минут раньше. У ребенка все время должно сохраняться чувство "недоигранности". Игра должна храниться в таком месте, где ее видно, но достать самому никак нельзя. Но если вдруг захотелось поиграть, то можно подойти и показать. Это может легко сделать даже не умеющий говорить ребенок.
Сначала вы все будете делать сами: строить дорожки, водить по ним зайцев и кукол, собирать первые задания и придумывать свои, а на каком-то этапе ребенок присоединится к вам и тогда ему можно предложить сделать так же или продолжить дорожку. Играть в кубики нужно периодически, когда у вас есть настроение и время. Иногда, когда вы чувствуете, что на этом этапе вы достигли всего, чего могли, можно их забыть на несколько месяцев, а потом, когда вы соскучитесь по игре, можно вернуться к ней опять, и чаще всего возвращение к игре бывает не просто повторением уже известного набора игр, а новым этапом, новым скачком от пассивного восприятия к активному участию в игре, от воспроизведения сделанных мамой образцов к самостоятельной деятельности.

Подробнее об игре

Сложи квадрат

Эта удивительная по своей кажущейся простоте игра дает такие безграничные возможности для творчества, что просто захватывает дух. Она пользуется неизменной популярностью у малышей от двух лет и старше.

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет.

Эта игра имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Некоторые цвета в разных категориях совпадают между собой, что дает игре дополнительные возможности. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Прежде чем познакомить ребенка с игрой, подготовьте ее. Для детей младше двух лет оставьте 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь вы можете начинать: либо вы складываете их по кучкам (в каждой кучке детали одного цвета), либо демонстрируете, как из двух половинок у вас получается целый квадрат, комментируя свои действия, можете сами положить одну половинку и вместе вставить вторую, порадовавшись одержанной победе. Постепенно усложняйте задания. Так вы освоите первую категорию сложности. Каждый раз, предлагая ребенку новый квадрат, дайте ему возможность самому решить эту задачку, если не получается, покажите, как это сделать, но не до конца, а до такого этапа, дальше с которым он справится сам. Дело в том , что во всех квадратах четко соблюдается принцип "от простого к сложному" и вы предыдущими, более простыми заданиями приводите его к умению собирать более сложные. Никитин пишет, что эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.
Как и со всеми остальными интеллектуальными играми, этот процесс может растянуться у вас на несколько лет, но каждая новая встреча со старым другом будет открывать вам новые его возможности и показывать, насколько подрос ваш ребенок.

Подробнее об игре

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от 3-х до 5 лет. Е. Данилова в книге <Новый взгляд на игры Никитиных> предлагает знакомиться с этой игрой полуторагодовалым малышам. Игра представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 <долек>. Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом, ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок.
Никитин определяет цели этой игры следующим образом: "развитие навыков устного счета, усвоение дробей". Также с помощью дробей можно ввести понятие кратности, научить ребенка операциям с дробями, узнать кое-что об углах, которые могут быть острыми и тупыми, прямыми и развернутыми. Очень интересно строить лесенку: вниз кладется целый круг, сверху половинка, затем треть и т.д., кусочки выравниваются по одной стороне, замечательная лестница в небо построена. С её помощью можно наглядно увидеть, почему 1/2 больше, чем 1/3, тогда как 3 больше чем 2. Ответ на этот долго не укладывается в голове ребенка. Можно выложить последовательность из разных частей в ряд на столе и, посчитав кусочки, сравнить их между собой (для самопроверки с обратной стороны можно подписать: 1/7 , 1/8, потому что на глаз это определить сложно). Игра можно усложнить, если работать с неокрашенными сторонами фигур. А далее идут задачки, над которыми придется подумать и родителям, например, сколько цветных кругов можно сложить из имеющегося набора деталей; можно ли сложить 12 разноцветных кругов и т.д. Есть мнение, что с помощью этой замечательной игры можно пройти половину школьного курса математики.

Игр можно придумать очень много, главное, чтобы вам нравилось этим заниматься. В начале вы сами будете показывать и многократно повторять свои действия. Но не думайте, что все это напрасно. Ничего подобного. Ваши действия будут только поддерживать интерес к игре, подкидывая все новые и новые варианты ее использования. Только обязательно на некоторое время "забывайте" об этой игре, чтобы потом снова испытать радость встречи с ней и открыть ее новые возможности.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Она учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

<Уникуб> представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для <уникуба> 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5 - 3 лет, а самые сложные - доступны далеко не всем взрослым.

Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Обезьянка

Маленькие дети (до 2,5-3 лет) похожи обычно на обезьянок, потому что они хорошо копируют старших, легко подражают им. Это очень ценное качество помогает детям перенимать множество движений, привычек, усваивать способы обращения с вещами, инструментами. Однако для развития этого качества нужны благоприятные условия. Обычно они создаются в больших семьях, где много детей и где взрослые не могут следить за каждым шагом малыша, а он имеет достаточно времени и свободы для самостоятельного познания окружающего мира.

Наблюдая за старшими, копируя их действия, ребенок учится и учится тем успешнее, чем точнее он повторяет эти действия, хотя и не всегда понимает их смысл.

Но вот ребенок подрастает, его уже начинают намеренно обучать взрослые: показывать, рассказывать, тренировать, он и сам может обратиться к ним за помощью. В это время необходимость в умении копировать постепенно исчезает, а с нею слабеет и то внимание к действиям старших, которое характерно для малышей.

Игра "Обезьянка" может в какой-то мере сохранить это ценное качество и поддержать его на высоком уровне, а заодно покажет взрослым, у кого из малышей и насколько это качество развито или угасло. Когда в "Обезьянку" играют несколько детей, то их можно сравнивать друг с другом и увидеть разницу между ними в этом отношении.

Подробнее об игре

Точечки

Замечательная игра, позволяющая малышу научиться "ощущать" количество.

Прекрасный материал для развития математического мышления, для обучения счету и усвоения нумерации, причем материал, к которому можно возвращаться много раз и на протяжении 5-6 лет, добавляя к знакомым уже и разгаданным задачам все новые и более сложные.

Подробнее об игре

Точечки Никитина можно посмотреть здесь

Кирпичики

"Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. Первые задания можно предложить 3-4-летним детям. В игре выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним". В игре дети учатся "читать" чертежи. Никитинские чертежи сложные, но профессионально подробные: вид сбоку, сверху, снизу.

Сотни

Подробнее об игре

Наверх
 

Особенности игр

Система развивающих никитинских игр интересна тем, что рассчитана на совместную игру родителей и детей. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. На одном и том же материале, например, на всем известных кубиках, можно решать развивающие задачи, актуальные для детей от 1,5 до 7 лет. Более того, их можно использовать в качестве головоломок для школьников.

Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка".

Благодаря одному только принципу <семейственности> эти игры уже имеют право называться мощным развивающим инструментом. Другой их принцип - от простого к сложному. Задача, которая ставится перед ребенком, усложняется на каждом новом этапе игры. Благодаря этому она постоянно остается интересной для малыша. Никитинские игры и головоломки не только формируют и развивают познавательные психические процессы. Они дают крохе знания, стимулируют с самого маленького возраста развитие познавательного интереса.

Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Особенности игр:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора - механика и т.д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр - от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень большой диапазон трудностей: от доступа иногда 2-3 летнему малышу до непосильных порою среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет до взрослости). Возраст определяется только степенью сложности заданий. У самого Б.П.Никитина игры сопровождаются достаточно сложными заданиями, поэтому для совсем маленьких интеллектуалов задания придется придумывать самим родителям.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

6. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу, возможно он еще не дорос, не созрел, и надо подождать денб, неделю, месяц или больше.

7. Решение задачи престает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно <задание> с <решением> и самому проверять точность выполнения задания.

8. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые творческие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

Развивающие игры позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Наверх
 

В заключение

В большинстве своем игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления, поэтому, несмотря на их педагогическую ценность, они не могут использоваться как единственное педагогическое пособие для развития ребенка. Идеально, если ими будут дополнены другие методики, решающие проблемы всестороннего развития маленькой личности.

Подробнее о Методике Никитиных можно прочитать в книгах:

"Ступеньки творчества или развивающие игры" Б.П.Никитин

 "Мы и наши дети" Б.П и Л.А.Никитины.

"Резервы здоровья наших детей" Никитин Б.П., Никитина Л.А.

"Интеллектуальные игры" Б.П.Никитин

"Исповедь". Никитина Л.А.

"Детство без болезней". Никитин Б.П.

"Отчий дом". Никитина Л.А.

"Я учусь быть мамой". Никитина Л.А.

"Мама или детский сад". Никитина Л.А.

"Новый взгляд на игры Никитина". Е. Данилова.


По материалам сайтов

www.babyshop.com.ua
www.rustoys.ru
www.babylib.by.ru
malishi.ru
babyroom.narod.ru
www.2mm.ru
nansysan.narod.ru

книга Б.П.Никитина "Интелектуальные игры"

Наверх
 

<<< К списку методик     Наверх

 

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем