УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Библиотека
Библиотека

Рекомендуем

 

 
<<< Вернуться в раздел: Играем
 

ОТ ПОГРЕМУШКИ ДО КОНСТРУКТОРА

 

Зачем нужны игрушки? Простой и естественный ответ: "чтобы играть" — недостаточен. Потому что сразу же возникает следующий вопрос: что значит "играть"? А этот вопрос вообще неисчерпаем, в чем, надеемся, и состоит залог безоблачного будущего журнала "Игра и дети". Чтобы все-таки дать некоторые содержательные ответы, сами вопросы придется уточнить. Предположим, так.

Зачем нужны игрушки младенцу, и что такое игра в этом возрасте?

Настоящей игры в этом возрасте еще нет, но игрушки уже очень важны. У младенцев интерес к предметам впервые появляется только в ситуациях общения. Если вы, подвесив над кроваткой ребенка игрушки, тут же уйдете, он вряд ли обратит на них внимание. Чтобы игрушка оказалась замеченной, медленно проведите ею из стороны в сторону перед глазами малыша, стараясь поймать его взгляд. Игрушка должна быть достаточно яркой и привлекательной. Полезно то приближать игрушку к глазам ребенка, то удалять ее.

Самый интересный для младенца объект — это лицо взрослого человека. Если ребенок не обращает внимания на игрушку, попробуйте поднести ее к своему лицу, при этом обращаясь к ребенку, лаская его. Разглядывая лицо взрослого, ребенок невольно посмотрит и на игрушку.

Малыши недаром стремятся прикоснуться губами или языком к любому доступному им предмету. Таким способом дети этого возраста исследуют мир вещей, и поэтому их не надо останавливать. Конечно, нужно следить, чтобы игрушки при этом были чистыми. Значит, они должны быть выполнены из хорошо моющегося материала, и, кроме того, быть достаточно большого размера, чтобы ребенок не мог их случайно проглотить.

Несколько позже ведущим органом познания становится рука. В этот период (начиная примерно с трехмесячного возраста) полезно подвешивать погремушки или мобили над грудкой ребенка на таком расстоянии, чтобы ему было легко до них дотянуться ручками или ножками. Звук, издаваемый погремушками, приводит малышей в восторг.

Со временем случайные действия становятся целенаправленными, и ребенок начинает ощупывать предметы. Это ведет к дальнейшему развитию его восприятия, а впоследствии становится основой и для развития мышления. Появление целенаправленных движений, а затем и действий с предметами и игрушками — очень важное событие в жизни ребенка. Оно открывает следующую эпоху, в которой главное — предметные действия с игрушками.

Как использует игрушки малыш одного-двух лет от роду?

Этот период в психологии называют "ранним возрастом". Помимо предметных действий с игрушками, ребенок начинает так называемое деловое общение со взрослым. Многие родители отождествляют общение с речью. Однако на самом деле речь развивается позже и лишь на базе общения, связанного с познанием окружающего предметного мира.

Простейшее совместное действие, которое обычно становится доступно ребенку уже в конце первого года жизни, — это игра "дай — на". Взрослый протягивает ребенку игрушку и говорит: "На!". Как только ребенок взял ее, взрослый протягивает к ней руку и просит: "Дай!". Получив игрушку, он сразу же снова отдает ее ("На!"). Такая передача друг другу погремушки или другого предмета, удобного для схватывания, может продолжаться очень долго к полному взаимному удовольствию.

На втором году жизни сходная игра может проводиться с ребенком, сидящим на полу поодаль от взрослого: взрослый катит к ребенку игрушечную машину, ребенок толкает ее обратно — и так раз за разом.

К концу второго года жизни вполне возможны и более сложные подражания действиям взрослого по речевой инструкции. Очень полезно научить ребенка выполнять простые указания: "возьми трубочку", "постучи по столу", "возьми куклу, посади на стул" и т.п. Первоначально такие пожелания подкрепляется жестом или показом, а если нужно, то и совместным действием. Со временем ребенок научается выполнять речевые инструкции и без жестового сопровождения или показа.

В раннем возрасте большое значение для умственного развития ребенка имеют и его действия с такими игрушками, как матрешка (достаточно, чтобы она была двухсоставной), крупная пирамидка (кольца в этом возрасте обычно нанизываются без учета их величины), разные вкладки, кубики и т.п. Малыш может заколачивать пластмассовым молотком штыри в специальную подставку, накручивать крупные пластиковые гайки на стержень – все это помогает развить сообразительность и точность движений.

Ребенка не очень интересуют игрушки? Вам способна помочь кукла би-ба-бо или просто большая кукла, которая "приносит" кубики, вкладки, пирамидки и начинает действовать с ними, но у нее ничего не получается. Мама обращает на это внимание ребенка, втягивая его в игру и оценку действий куклы. Кукла просит у малыша помощи. Совместно с мамой ребенок выручает куклу и выполняет задание.

Родителям нужно помнить, что игра, не доставляющая удовольствия — это уже не игра. А чтобы у ребенка возник к ней искренний интерес, взрослые и сами должны играть с удовольствием. Для этого надо стараться отключиться на время игры от всех посторонних мыслей и забот. Неплохо выделить для регулярных игр с малышом специальное время, удобнее это делать сразу после еды, купания или прогулок. Играя, малыш учится не только общаться со взрослым, но и думать, решать простейшие практические задачи.

Чем отличается игра двухлетнего ребенка от игры пятилетнего?

В промежутке от трех до семи лет важнейшее значение для психического развития ребенка имеет так называемая "сюжетно-ролевая" игра. Как явствует из ее названия, она характеризуется наличием определенного сюжета (начиная с самого примитивного и кончая весьма сложным) и игровой роли.

Реализуя взятую на себя роль, ребенок выполняет игровые действия. Это может быть кормление куклы, управление воображаемым самолетом, измерение температуры больному и т.п. Игровые действия обычно выполняются "понарошку" и не с настоящими предметами, а с их "заместителями" — игрушками, неоформленным материалом (палочками, кубиками и т.п.). В игровых действиях предметы могут выступать в необычных, нехарактерных функциях: стульчик — в функции машины, обруч — в функции руля и т.п. Эти особенности игры открывают дополнительные возможности для умственного развития ребенка.

Игровой материал должен быть достаточно разнообразен. Ребенку нужны куклы, мишки, зайки и другие игрушечные зверушки. Они — заместители людей, партнеры по игре. К ним и требования можно предъявлять, как к людям, — прежде всего, чтобы были приятными, симпатичными. А еще: чтобы умели садиться, двигать ручками и ножками. Сложнее с другими игрушками — посудой, мебелью, машинами и т. п. Здесь на первый план выступает функциональность — возможность их использования, выполнения с ними игровых действий. А следовательно, имеет значение и размер (игрушечные стульчики и столик должны быть такими, чтобы куклы могли свободно сидеть и "пить чай"), и материал (чем прочнее, тем лучше), и, главное, наличие "работающих" частей (открывающихся дверок, крутящихся колес и др.). Что же касается внешнего сходства, то вполне достаточно, если предмет узнаваем. И совсем уже ни к чему изобилие мелких внешних деталей, которое иногда кажется столь привлекательным папам и мамам. ("Смотри! Совсем как настоящее!")

Важно подбирать такие игрушки, с помощью которых разыгрываются определенные сюжеты ("в семью", "в доктора", "в шофера" и др.). Однако, с точки зрения умственного развития ребенка, пальма первенства, бесспорно, принадлежит неоформленному игровому материалу. Умение увидеть в одном и том же ничем не примечательном предмете термометр, расческу, отвертку, ложку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — вот то, что останется непреходящим достижением детского мышления, послужит предпосылкой развития воображения и творчества.

А это значит, что, помогая ребенку организовать игру, родителям следует побуждать его к самостоятельному подбору предметов-заместителей. На первых порах допустимо подсказывать возможные варианты замещений, специально вводить малыша в ситуации, для разыгрывания которых не хватает готовых игрушек, и что-то необходимо подобрать или даже построить, используя палочки, кубики, детали конструктора и т.д.

Важно научить ребенка использовать один и тот же неоформленный материал как можно шире и разнообразнее. Так, две скрепленные между собой планки из пластмассового конструктора могут использоваться как подъемный кран, пистолет; трубка, свернутая из картона, может служить подзорной трубой и т.д. Если ребенок пытается создать свою собственную игрушку из "подручного материала", это прекрасно. Похвалите и поддержите его.

А что же заводные и электрические игрушки: утята, умеющие шагать и крякать, танки, ездящие взад-вперед и при этом стреляющие из пушки, радиоуправляемые автомобили? Ведь они так нравятся и детям, и взрослым, а мы пока не сказали о них ни слова. Дело в том, что, как правило, будучи внешне очень привлекательны, для умственного развития ребенка они оказываются практически бесполезными. Да и надоедают ребенку они, как правило, гораздо быстрее, чем самая обычная "старомодная" кукла или набор строительного материала.

А.Л. Венгер, Е.И. Морозова

Кафедра детской психиатрии и медицинской психологии
Российской медицинской академии последипломного образования

<<< Вернуться в раздел: Играем     Наверх

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем