УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Библиотека
Библиотека

Рекомендуем

 

 
<<< Вернуться в раздел: Рисуем, лепим, творим
 

Первое рисование

 

Только родители искренне хвалят рисунки собственных детей, особенно, конечно, первенцев. Уже первые головоноги, изображенные нетвердой ручонкой малыша, кажутся многим родителям необыкновенными. Неудивительно ли, что малыш, который совсем недавно учился ходить и говорить, уже способен что-то такое начеркать на бумаге. Тем печальнее, когда нерисующие папа или мама ставят крест на способностях малыша, не дав им даже проявиться.

Вспомните рисунки Александра Пушкина на полях "Евгения Онегина". Откуда это взялось? Любой экскурсовод Царскосельского лицея расскажет вам о том, что преподаватели смогли научить рисовать всех лицеистов, у которых, конечно же, способности были самые разные.

Но… другое время, другая реальность. Когда-то мы с подругой, помешанные на воображаемых талантах своих трехлетних дочерей, отправились вместе с детьми в художественную студию, где нас встретила уставшая от жизни пожилая преподавательница. Мы сделали все точно так, как нам велели — купили в газетном киоске через дорогу "медовую" акварель, дешевенькие альбомы и жесткие пластмассовые кисточки, на которых не задерживалась никакая краска. А через пару занятий убедились окончательно, что наши дети, увы, абсолютно бездарны и вряд ли научатся рисовать. Если вообще научатся чему-то в своей жизни. Не в кого, наверное.

Все хорошее случается однажды. Дочке было уже четыре, когда мы попали в дом вундеркиндов от живописи. Не знаю, какие были стены в их комнатушке — все закрывали удивительные рисунки. Перемазанные краской самые обычные сорванцы двух и четырех лет что-то творили за сдвоенным мольбертом, рядом разместились толстенные кисти, краски, а их необыкновенная учительница сидела где-то в углу и, казалось, не обращала на них никакого внимания. Только иногда флегматично говорила: "А теперь рыбке хвостик нарисуй. Какой цвет выберешь — желтый, красный?".

"Ну-у, моя дочь так не сможет... — сказала я, — мы совсем-совсем неспособные". Учительница так же флегматично ответила: "У меня рисуют даже взрослые". Дочку поставили к мольберту, и за полчаса она сама сумела изобразить золотую рыбку в подводном мире. Золотился песочек, струились изумрудные водоросли... Картина еще не просохла, домой мы несли ее, как флаг. Прохожие оглядывались, лица светлели.

Девочка по-прежнему по-детски коряво и смешно рисует, но, благодаря занятиям, ее рисунки яркие и веселые. Она даже получила пару дипломов и призы за победы в конкурсах на лучший портрет мамы в городской библиотеке. Но оказалось, что сделать из ребенка художника – совсем не главное! Дочке просто нравится рисовать, а мне нравится смотреть на ее работы. Особенно, если это красная лошадь с бирюзовой гривой и фиолетовым хвостом!

Совсем немного, оказывается, нужно, чтобы перейти через незаметный мостик от неразборчивых каракулей к тому, что называется хорошим детским рисунком.

Истина первая: неспособных детей не бывает.

Истина вторая: никогда не лезьте в детские работы со своими представлениями о том, как рисовать правильно и красиво. Самой мне понадобилось полгода, чтобы это понять. До этого я, неразумная мамаша, постоянно порывалась что-то поправить в дочкином рисунке и, конечно, все портила. Но как же тогда малышу научиться?

Истина третья: дайте ему время.

Истина четвертая, очень важная: создайте условия.

С условий и начнем.

Почему-то многие родители, не жалея сил и средств на все самое лучшее для ребенка, обычно не задумываются о качестве, покупая своему малышу принадлежности для рисования.

Выбор кистей. Дошколятам рекомендуется начинать с толстых кисточек "Белка" № 7. Такие кисти большие, мягкие, они нежно скользят по бумаге. Кончики у них достаточно острые, и ими можно прорисовать мелкие детали. Нужна будет и тонкая кисточка. За неимением "Белки" неплохи толстые кисти "Пони". Карандаш пока не понадобится.

Теперь о бумаге. Забудьте о дешевеньких альбомах с тонкими листами, дайте ребенку хороший чертежный ватман, лучше побольше, формата А3. Такая бумага плотная и не коробится от воды. Вы никогда не пробовали, кстати, дать малышу для рисования большой настоящий ватманский лист и посмотреть на его счастливую мордашку? На таком большом поле столько всего помещается!

Купите хорошую яркую гуашь. Например, самый большой набор "Гамма". Гуашь можно покупать в художественных салонах и отделах канцтоваров отдельными баночками по 40-100 мл. Дело в том, что краски расходуются неравномерно. Быстро заканчиваются желтая, синяя и белая, а противная коричневая, кажется, не закончится никогда. Оранжевая, фиолетовая... зачем их покупать, если так интересно смешивать основные цвета и смотреть, что получится! Оранжевую гуашь, кстати, практически невозможно отстирать от одежды. Краски, где мелкими буквами стыдливо приписано "для детского творчества", как правило, бледные, и результат наверняка оставит желать лучшего. Конечно, они хорошо отстирываются и считаются безвредными. А вот дешевыми они только кажутся, поскольку баночки в таких коробках крошечные, не более 20 мл. Акварельные "детские" краски удобны тем, что занимают мало места. Но все же начните с хорошей яркой гуаши. Вы ведь не собираетесь оставлять ребенка одного, пока он рисует? Вот и проследите, чтобы малыш не наелся краски.

И, наконец, рабочее место. Общие рекомендации самые обычные. Хорошее освещение, свет слева, спинка прямая. А теперь представьте, что вы стали таким же маленьким, как ваш малыш. На столе у вас лежит огромный лист бумаги. Легко ли рисовать, когда не видишь толком того, что перед тобой? Выход прост — не пожалейте денег на мольберт. В любом художественном салоне обычный деревянный мольберт стоит недорого, и места в сложенном виде займет немного. Юному художнику будет удобно и рисовать, и видеть свою работу без искажений. Закрепить ватман можно кнопками или скотчем. Еще лучше, если у вас есть детский мольберт из яркого пластика. Если нет возможности приобрести мольберт, просто прислоните большую кухонную доску к спинке старого жесткого стула. На сиденье можно поставить краски и палитру.

Вот и все, что нужно приготовить для начала. Первые занятия вы, скорее всего, проведете с ребенком самостоятельно.

Итак: мольберт, ватман, краски, кисть. Застелите пол под мольбертом большим куском полиэтилена или ненужной клеенкой. Налейте побольше воды для промывания кисти в литровую банку. Поставьте рядом с мольбертом стульчик для ребенка (можно рисовать и стоя) и маленький столик (или табуретку) — для красок и воды. Объясните малышу, что кисть оставлять в воде нельзя, от этого она испортится. После занятия кисть надо хорошо промыть и поставить в стакан или карандашницу щетинкой вверх. Кроме того, понадобится палитра. Если вам не удастся приобрести пластмассовую палитру с углублениями для смешивания красок, подойдет обычный лист белой бумаги. Бумага даже лучше. Смешав краски, можно тут же попробовать провести на ней линию. Позже, когда малыш научится использовать имеющиеся краски, он будет смешивать цвета. Это очень увлекательное и полезное занятие!

Не забудьте одеть ребенка соответственно случаю. Наша учительница предложила надевать старую папину рубашку с закатанными рукавами задом наперед. Ребенок не измажет свою одежду, а выглядеть он будет, как настоящий художник! К слову, заляпанная рубашка, беретик на голову, палитра в руках — это готовый карнавальный костюм художника для новогоднего утренника.

На первых порах нужно просто научить ребенка пользоваться всем этим богатством, что называется, набить руку. Выберите, что вы будете рисовать. Например, рыбку, как это было на нашем первом занятии. Определиться с формой рисунка вы должны сами, подсказывая ребенку последовательность действий.

Выберем цвет нашей рыбки. Желтый, оранжевый, красный? Взрослый предлагает приемлемые цвета, но сделать выбор малыш должен сам. Пусть ребенок намочит кисть в воде, обязательно стряхнет лишнюю капельку. Юный живописец набирает краску из баночки, отжимая излишки краски о край баночки. Теперь можно нарисовать, скажем, овал в центре картины. Если малыш еще не знает, что такое овал, изобразите воображаемый овал рукой в нужном месте. Подрисуем хвостик-треугольник и плавнички. Хорошенько промываем кисточку и набираем краску другого цвета. Пока рыбка подсыхает, нарисуем желтый песок — широкую желтую горизонтальную полосу в самом низу рисунка, темные камушки на песке и волнистые зеленые водоросли, которые тянутся вверх. А теперь голубой краской — воду. Аккуратно закрашиваем все, что осталось на листе. Важно сразу показать ребенку, что можно и нужно закрасить весь лист бумаги. Осталось набрать чуть-чуть черной краски и нарисовать рыбке точечку-глазик. Обратите внимание, чтобы на кисти не было слишком много воды и краски, иначе из рыбкиного глаза потечет горючая черная слеза. А ведь наша золотая рыбка веселая! Если все же рыбка "прослезилась", срочно промойте кисть, крепко отожмите ее пальцами и соберите лишнюю краску с бумаги. Помогите ребенку исправить потеки как можно быстрее. Очень важно, чтобы самый первый рисунок (все-таки хочется назвать его именно картиной) получился ярким и красивым. Великолепный результат придаст уверенности в своих силах не только вашему ребенку, но и вам самим.

Если вы еще и вставите первую картину вашего малыша в застекленную раму несколько большего формата (примерьте в художественном салоне), она будет смотреться довольно эффектно и украсит домашний интерьер. Со временем рисунок в раме можно будет заменить. О воспитательном же значении вышеописанной акции не стоит и говорить.

Иногда встречаются советы копировать репродукции великих мастеров. Почему бы и нет? Например, понравившийся портрет. Вполне возможно, что потом вашему малышу самому, без подсказки, захочется нарисовать, скажем, и мамин портрет. Не бойтесь срисовывать понравившиеся картинки из детских книжек. Хорошие иллюстрации в детских книгах того стоят. На книжном рисунке можно изучить форму, размер и цвет изображаемого объекта. Цыпленок — кружок побольше, кружок поменьше, клювик уголком, две ножки и внизу каждой ножки три палочки. То, что ваш малыш самостоятельно изобразит на бумаге, в любом случае будет сильно отличаться от оригинала. Вы ведь не собираетесь переводить рисунки через копирку? Вы правы: это совершенно ни к чему.

И все же хочу напомнить, что на нашем первом занятии форма была в большой степени навязана нами, взрослыми, чтобы ребенок, не отвлекаясь, овладел кисточкой, привык к ней. Но ребенок не должен отражать наши взрослые представления об окружающей действительности. Когда он будет увереннее водить кистью по ватману и самостоятельно смешивать краски — предоставьте маленькому человеку свободу действий и возможность самовыражения. Я не представляла, насколько необычно могут выглядеть самые обычные предметы, изображенные детьми. Нам, родителям, остается только не мешать. И обязательно хвалите! В таком деликатном деле, как детское творчество, похвалы много не бывает.

Наша цель — не учить рисованию, а развивать способность к творчеству. Покажем ему возможности красок и всего, чем только можно рисовать. Обмакивать пальчики в краску — замечательно, обводить ладошку — еще лучше. Не бойтесь придумывать что-то необычное. Дайте ребенку возможность "потрогать" как можно больше кистей, красок, мелков... Пробуйте все, до известных пределов, конечно. Мой сын в два года принял пластилин за краски и налепил яркие пластилиновые шарики на лист картона. Не удовлетворившись этим, он попытался изучить свойства ковра и мебели как художественного полотна. А рисование мелом на полу и на мебели? Большинство взрослых придет в ужас от такой перспективы. К счастью, мебель, на которой я разрешаю рисовать детям, — самодельная, а пол давно требует замены. Потом я вручаю юным художникам по тряпке, и они самостоятельно вытирают за собой мел. Но, честное слово, всегда жаль уничтожать эту выразительную графику!

К сожалению, многие взрослые боятся научить ребенка делать что-то неправильно. "Как я могу учить, если сама ничего такого не умею", — думают некоторые мамы. Наша преподавательница говорила, что сама получает много идей из детских рисунков. И не так страшен черт, как его малюют. Если начинать боязно, хотя бы на первых порах понаблюдайте, как проводит занятия доброжелательный педагог. И еще: прежде чем выбрать преподавателя, посмотрите работы его маленьких учеников и его собственные произведения, прислушайтесь к себе, что вы чувствуете? Нравится ли это вам? Не ошибитесь, чтобы не навредить ребенку неудачным выбором учителя.

Прекрасно, если хороший педагог-художник придет к вам домой, в привычную для малыша обстановку. В студиях бывает довольно много детей, ребенку трудновато сосредоточиться, а педагог не всегда имеет возможность уделить ему достаточно времени. Дома, на знакомой территории, гораздо легче установить контакт.

Если у вас есть время порисовать вместе с ребенком, просто рисуйте каждый свое, не "учите рисовать правильно". В любом случае ваше совместное творчество даст хороший толчок к развитию. Кстати, не только к развитию ребенка, но и вас самих!

 

Дина ТРУШИНА

trush@ugatu.ac.ru



<<< Вернуться в раздел: Рисуем, лепим, творим     Наверх

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем