УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Библиотека
Библиотека

Рекомендуем

 

 
<<< Вернуться в раздел: Мир вокруг нас
 

Глухая пора листопада. На природе.

 


 

Лето в наших краях не задерживается надолго. Не успеешь вволю накупаться, набегаться босиком, наесться до отвала черники и земляники, как вновь за окном зачастили косые осенние дожди, посыпались с берез и кленов разноцветные листья. Но, как ни грустно провожать лето, осень всегда остается для нас особым праздничным временем года: уж так красив в своем недолговечном наряде осенний лес, так пронзительна синева октябрьского неба, так хватает за душу призывных крик собирающихся в стаи диких журавлей и гусей… А как много нового, интересного увидит и узнает малыш в осеннем лесу!

 

Стали дни короче…

К середине осени заметно сокращается световой день. Если ребенок уже немного разбирается в часах, можно попробовать ежедневно фиксировать, в котором часу стемнело. Тому, кто еще не умеет определять время, предложите обратить внимание, что вечером, когда вы возвращаетесь с прогулки или, к примеру, ужинаете, стало немного темнее, чем было накануне.

Пока погода стоит солнечная, можно даже попробовать смастерить настоящие солнечные часы. Воткните в хорошо освещаемом месте длинную ровную палочку. Спросите у малыша, что нового появилось на земле. Конечно же, тень от палочки! А откуда она взялась? Чтобы ответить на этот вопрос, поэкспериментируйте с палочками разной длины, попробуйте поставить палочку за высоким деревом и т.д., словом, наведите маленького исследователя на правильный ответ: палочка – это препятствие на пути солнечных лучей, поэтому за нее свет не попадает, и там темно.

Понаблюдайте за палочкой в разное время суток: утром, когда только выйдете на прогулку, в полдень, перед уходом домой, и во время вечерней прогулки. При помощи рулетки или просто веревочки сравните, когда тень длиннее, а когда – короче. Попробуйте разобраться, почему так происходит. Может, через пару дней наблюдений малыш обратит внимание, что, чем выше солнышко, тем короче тени. Будет совсем интересно, если вы будете записывать или зарисовывать результаты в течение нескольких дней, а потом сравните их. Любопытно сравнить, сколько в октябре и ноябре солнечных дней, сколько холодных, а сколько – теплых. Заведите календарь природы  и отмечайте вместе с малышом изменения погоды. В конце ноября посмотрите, что получилось.

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст…

Ничто так не завораживает в осеннем лесу, как разноцветные листья. Как весело шуршать ими, валяться в них, прыгать в яркие, остро пахнущие кучи! Не отказывайте крохе в этой радости: в такие минуты он буквально каждой порой, каждой клеточкой своего тела чувствует красоту и неповторимость осеннего дня.

Выберите «знакомое» дерево, лучше всего – клен, и в течение всего месяца наблюдайте, как меняется его крона: сначала появляются отдельные пестрые листочки, постепенно они золотой и алый цвета начинают вытеснять зеленый, а потом огненный убор начинает редеть, пока не ветви совсем не оголятся. Захватите с собой на прогулку бумагу и акварельные краски и предложите малышу раз в несколько дней зарисовывать, как стало выглядеть его любимое дерево. Не стоит добиваться фотографического сходства: важно, чтобы кроха спокойно и вдумчиво понаблюдал в течение нескольких минут, выхватил и запечатлел самое главное, передал настроение и краски осеннего дня. Получится своеобразный рисуночный дневник.

Вы когда-нибудь задумывались, какого цвета осенние листья? Желтого?.. Красного?.. Нет-нет, палитра осени куда богаче и разнообразнее: в ней множество тончайших оттенков, от лимонного, до темно-бордового, почти бурого. Предложите малышу собрать побольше разноцветных листьев и разложите их от самого светлого к самому темному. Попробуйте назвать каждый оттенок: здесь будет и апельсиновый, и золотой, и клюквенный, и цвет корицы, и ярко-алый. Такая игра будет способствовать развитию словарного запаса малыша, ассоциативного мышления, фантазии.

Собранные листья можно засушить, осторожно прогладив негорячим утюгом через газету.

Яблочко от яблони…

Поищите под деревьями желуди, каштаны, лещинные орешки, крылатые семечки ясеня и клена. Сорвите и засушите яблоки, ягоды боярышника, рябины, барбариса, шиповника. Расскажите малышу, что все это – семена, которые всю зиму будут прятаться под снегом, а весной превратятся в новые растения. Рассмотрите, какие разные бывают семена.

Полюбуйтесь на нежные крылышки семян клена и ясеня. Предложите крохе подбросить их и продуть: семечко весело закружится в воздухе. Расскажите, что при помощи ветра такие семена могут улетать далеко-далеко от родного дерева.

Попробуйте рассортировать семена разными способами: от самого большого до самого маленького (открывать этот ряд будет каштан, а замыкать – шиповник), крылатые и бескрылые, «одиночки» (например, тот же каштан) и те, которые живут под одной оболочкой целым семейством (боярышник, шиповник).

Можно смастерить самодельное лото «Листья и семена». Листья засушите, положите на картонные карточки и заклейте пленкой. Предложите детям угадать, какое семечко следует положить на какой лист.

Другая замечательная игра – «Белкино дупло». Заранее найдите в лесу небольшое дупло или норку под корнями деревьев и положите в нее желуди, каштаны, орехи и т.д. Расскажите малышу, что это белочка (или мышка) приготовила себе припасы на зиму. Предложите ему на ощупь определить, что именно там лежит. Можно усложнить игру. положите перед малышом кучу листьев и попросите его вытаскивать листок, подходящий к плоду, который он нащупал. Такая игра помогает развитию мелкой моторики, способствует формированию связей между мозговыми полушариями. (Дома вам поможет также дидактическая игра «Деревья и листья» )

Ну и, конечно же, из желудей, каштанов и семян можно смастерить при помощи клея и пластилина замечательные поделки: стрекозу с нежными крылышками из кленовых семечек, ежика, иголки которого будут сделаны из каштановой кожуры, веселых муравьев в беретах и желудевых шляпок…

Наборы для творчества вы можете заказать здесь

Последних гусей косяки…

В октябрьский день прогуляйтесь к укромному водоему. Если вы притаитесь, вам, возможно, удастся подсмотреть, как готовятся к отлету водоплавающие птицы: зрелище поистине захватывающее! Конечно же, самое время вспомнить сказку про Серую Шейку. Придя домой, возьмите географическую карту и проследите, по какому маршруту полетели на юг птицы.  Заодно расскажите малышу и о тех птицах, которые прилетают к нам с севера зимовать: снегирях, синицах, рассмотрите на картиках, как они выглядят.

В конце осени – самое время мастерить кормушки, запасать корм для пернатых. Они понадобятся, как только ляжет снег. Можно смастерить кормушку из пакета из-под молока, вырезав в нем окошки или из перевернутой пластиковой бутылки с отрезанным донышком.

Праздник урожая

В середине осени на рынках – изобилие овощей и фруктов. Разноцветные перцы, тугие золотистые луковицы, литые кочаны капусты, ароматные горы яблок… Самое время устроить праздник урожая. Какое приготовим угощение? Ну конечно же, пирожки с капустой и шарлотку! Замесите незатейливое тесто и предложите малышу вырезать из него стаканом кружочки, разложить начинку, защипать края. Любой ребенок с удовольствием будет сбивать яйца для шарлотки, резать на кусочки яблоки… Все это не только весело, но и полезно для развития мелкой моторики.

Ну, а теперь будем украшать дом! Сделаем гирлянды из красного перца, сплетем косички из лука, тоненько нарежем яблоки и нанижем на леску вперемежку с почками гвоздики и палочками корицы.

А из тыквы, конечно же, смастерим фонарик: аккуратно срежем крышечку, выскоблим мякоть (из нее, кстати, выйдет отличный суп), сделаем прорези, чтобы получилась смешная мордочка, и вставим внутрь сечку.

Ну, а теперь пора звать гостей и устраивать веселые игры, петь песни, водить хороводы. А когда стемнеет, возьмем в руки самодельные фонарики и отправимся во двор провожать Осень.


Автор статьи:

Ася Штейн

По материалам сайта www.rebenok.com

<<< Вернуться в раздел: Мир вокруг нас     Наверх

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем