УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Библиотека
Библиотека

Рекомендуем

 

 
<<< Вернуться в раздел: Мир вокруг нас
 

Игры в весеннем лесу.

 


Вот и настал март. В наших широтах это еще почти зимний месяц с заморозками и даже метелями, но все же, весна уже не за горами. Чтобы было не так грустно ждать, пока сойдет снег  и начнут распускаться первые цветочки, поучите малыша узнавать первые робкие признаки пробуждения природы.

Весна света

Первый сигнал приближения весны в наших краях – удлинение светового дня. В марте мы вдруг замечаем, что вечера стали заметно светлее. Если ребенок уже немного разбирается в часах, можно попробовать каждый день фиксировать, в котором часу стемнело. Тому, кто еще не умеет определять время, предложите обратить внимание, что вечером, когда вы возвращаетесь с прогулки или, к примеру, ужинаете стало немного светлее, чем накануне.

            Можно прочитать и даже выучить стишок замечательного писателя Валентина Берестова:

Что ни сутки,

По минутке

День длинней,

Короче ночь

Потихоньку,

Полегоньку,

Прогоняем зиму прочь.

 

            После серого, унылого февраля март кажется особенно светлым. Мартовское небо – синее-синее, а солнце – огромное и ослепительно яркое. Недаром март называют весной света (кстати, в солнечные мартовские дни будьте осторожны, белый снег усиливает воздействие солнечных лучей, и можно повредить роговицу. Поэтому, отправляясь на прогулку, одевайте себе и малышу солнечные очки). Любопытно посчитать, сколько в марте солнечных дней. Смастерите календарь, и в каждую клеточку вклеивайте солнышко или тучку. В конце месяца посмотрите, что получилось.

            В ясный мартовский денек интересно понаблюдать за тенями, четко выделяющимися на ослепительно белом снегу. Воткните на открытом месте в снег длинную палочку. Спросите у малыша, что нового появилось на снегу. Конечно же, тень от палочки! А откуда она взялась? Чтобы ответить на этот вопрос, поэкспериментируйте с палочками разной длины, попробуйте поставить палочку за высоким деревом и т.д., словом, наведите маленького исследователя на правильный ответ: палочка – это препятствие на пути солнечных лучей, поэтому за нее свет не попадает, и там темно.

            Понаблюдайте за палочкой в разное время суток: утром, когда только выйдете на прогулку, в полдень, перед уходом домой и во время вечерней прогулки. При помощи рулетки или просто веревочки сравните, когда тень длиннее, а когда – короче. Попробуйте, разобраться, почему так происходит. Может, через пару дней наблюдений малыш обратит внимание, что, чем выше солнышко, тем короче тени.

            С детишками пяти-шести лет можно попробовать смастерить настоящие солнечные часы. Для этого палочку воткните в центр круга и отметьте при помощи каких-нибудь меток, где было солнце в десять утра, в полдень, в четыре часа дня.

Хрустальное чудо

Чуть начинает припекать мартовское солнышко, с крыш свешиваются сосульки.

Предложите малышу отгадать загадку:

Растет она вниз головой.

Не летом растет, а зимой.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет

Если он не сможет сразу найти ответ, предложите отправиться искать отгадку во двор.

Найдите невысокий сарай, гараж или беседку и внимательно рассмотрите сосульки. Действительно, растет вниз головой и не летом, а зимой! Предложите малышу потрогать их ручкой без рукавички, подержать в ладошке, попытаться угадать, из чего они сделаны Правильно, изо льда! Но откуда же взялась эта красота? Загляните на крышу и посмотрите, что там лежит. Конечно же, снег!  Может, сосульки получаются из него? Но как? Понаблюдайте, что происходит здесь утром, днем и вечером. Пусть малыш сам заметит, что утром, пока холодно, сосульки твердые, часто даже покрыты инеем. Днем, когда пригревает солнышко, снег подтаивает, и с крыши начинают стекать капельки воды. К вечеру снова холодает, вода постепенно остывает и замерзает на сосульках. Можно выбрать «знакомую» сосульку, и измерять ее каждый день утром и вечером, наблюдая, как она растет. Посмотрите, равномерно ли распределены сосульки вокруг крыши. Нет! С одной стороны их заметно больше, и они толще, крупнее. Интересно, почему? Внимательно понаблюдайте за своим домиком. Возможно, малыш скоро догадается (или вы ему поможете в этом), что сосулек больше с той стороны, где сильнее припекает солнышко, с южной. Если у вас есть компас и малыш умеет им пользоваться, предложите проверить это. Детям постарше можно предложить при помощи обычного заоконного термометра измерить температуру около сосулек в разное время суток, с разных сторон здания и т.д. Попробуйте установить, при какой температуре начинает подтаивать лед по утрам и замерзать вода по вечерам. Дошкольников пяти-шести лет такие наблюдения обычно очень увлекают.

До свиданья, сугроб!

Когда солнышко начнет припекать не на шутку, самое время посмотреть, что происходит весной со снегом. Выберите подходящий сугроб, не слишком большой и достаточно чистый, желательно, в стороне от домов и проезжих дорог. Приходите проведать сугроб каждый день и наблюдайте, как меняется день ото дня цвет снега, какой он на ощупь (сначала он станет рыхлым, ноздреватым, а по конец, наоборот, жестким и колючим). Воткните в него длинную палку и каждый день отмечайте несмываемым маркером или ножом, на сколько стаял снег. Можно проследить, когда сугроб тает быстрее: в солнечные дни или в пасмурные, в холодные или в теплые. Посмотрите, с какой стороны сугроб тает быстрее: там будет юг. 

Корабли с парусами в косую линейку

Из-под сугроба вытекает веселый, серебристый ручеек. Ну как не отправиться вслед за ним в увлекательное путешествие! А чтобы в дороге было не скучно, смастерим из листа бумаги лодочку и пустим ее по течению. Куда ты приведешь нас, бумажный кораблик? Вот к нашему крохе-ручейку присоединился еще один, а вот еще и еще… И ручей уже окреп, зазвенел, зажурчал. Нашему кораблику теперь приходится бороться с нешуточной качкой! Идем дальше в фарватере нашего бравого судна, и вскоре попадаем на берег реки. Она еще скована льдом, но он теперь уже не тот, что месяц назад: потемнел, стал мягким и рыхлым, а кое-где в мелких, ярко освещенных солнцем  местах уже появились первые полыньи. Расскажите малышу, что ручейки, не меньше, чем теплое солнышко помогают речке освободиться от ледяной брони: воды в реке становится больше, она вздувается и разбивает уже подтопленный солнцем лед. Обидно, конечно, если наш поток «впадает» не в речку, а всего лишь в скучное отверстие водостока. Но не беда! Объясните, что под землей много-много ручейков объединятся и все вместе устремятся вперед, к речке.  Даже если в реальности вам и не удалось полностью осуществить намеченный маршрут,  попробуйте дома нарисовать реку, в которую впадают «снежные» ручейки или составить карту путешествия вашего кораблика: от сугроба до самой речки.

Шаги весны.

В конце марта, если весна дружная,  кое-где уже появляются первые проталины.

Вспомните стишок Ирины Токмаковой:

К нам Весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно, очень теплые

Ноги у Весны.

Предложите малышу подержать в ладонях комок оттаявшей земли. Попросите его рассказать, какая она: черная, влажная, мягкая. А чем пахнет? Даже и не определишь… Весной, наверное! Прихватите из дома бутылочку с водой и киньте в нее комок земли. В воде тут же появились пузырьки Что это такое? Если вы делали опыты, описанные в предыдущем номере, малыш, конечно же, сразу догадается: это воздух! Растаявший снег насыщает почву воздухом, дремлющие в земле семена и корни растений пробуждаются и начинают тянуться к свету. И скоро-скоро, уже через две-три недели, на черных, прогретых солнышком пятачках земли появятся нежные цветы мать-и-мачехи, первые вестники настоящей весны. Но это позже… А пока, если вы знаете, где в ближайшем к вашему дому лесопарке обычно цветут подснежники,  можно осторожно раскопать снег и рассмотреть уже сформировавшиеся листики и  бутоны. Только не забудьте закопать их обратно! Цветочки ведь еще сладко спят. Не будем их будить, а накроем опять снежным одеялком. Когда снег стает, они проснутся и раскроют свои глазки-бутончики. Тогда-то мы и придем снова на них посмотреть. Но уже сейчас мы поняли, почему эти цветочки назвали подснежниками.

Звуки и краски марта.

Чем еще заняться в ожидании теплых деньков? Да просто погуляйте по мартовскому  лесу. Встаньте на лесной опушке, закройте глаза и прислушайтесь к многогранной гамме мартовских звуков: возбужденное чириканье воробьев, протяжное карканье важных ворон, глухой шлепок упавшего с ветки сырого мартовского снега, звонкая, ритмичная дробь дятла, ледяной перезвон капели, шелест ручейка…

Рассмотрите, какого цвета Март: ослепительное лазурное небо, какие-то особенно белые облака, влажно-черные стволы деревьев, бархатисто-изумрудные ели. А снег? Какого цвета он? белого? Вовсе нет! На ярком солнце – голубоватый, в тени – фиолетовый, на закате – розовый, а там, где уже начал подтаивать – водянисто-зеленый. А что если прихватить с собой на прогулку кисточки, бумагу и акварельные краски и попытаться нарисовать все это великолепие? Только не требуйте от малыша сходства с натурой: у детского рисунка свои законы. Просто попытайтесь вместе передать палитру и настроение мартовского полдня. Для сравнения можно рассмотреть картины настоящих, взрослых художников (например, Грабаря или Левитана) А какие краски использовали они?

А еще не забудьте в последний раз пробежаться на лыжах, в последний раз съехать с ледяной горки, слепить из влажного клейкого снега последнего снеговика. В мартовских сумерках  расставьте вокруг него на земле маленькие «греющие» свечки, дайте в руку фонарик из молочного пакета с такой же свечечкой внутри. До свидания, Зима! Здравствуй, Весна!

Автор статьи: Ася Штейн.

По материалам сайта http://www.rebenok.com

 

 

<<< Вернуться в раздел: Мир вокруг нас     Наверх

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем