УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Библиотека
Библиотека

Рекомендуем

 

 
<<< Вернуться в раздел: Развиваем речь
 

Первые слова.

 

 


Родители начинают общаться с ребенком задолго до того, как он сможет произнести свое первое слово. В основном общение строится на жестах и объяснениях родителей. Годовалый малыш начинает сознательно использовать жесты для общения: указательные жесты и жесты дотягивания. Таким образом, ребенок просит объяснить что-то или дать ему то, что он просит. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок повторяет жест или начинает хныкать. Эти жесты являются предшественниками слов. Когда малыш научится выражать свои желания словами, он перестанет использовать так много жестов, а впоследствии вообще о них забудет. Постепенно речь станет основным способом общения малыша. Ребенок усваивает новые слова, когда родители называют предмет и поправляют. Если малыш неправильно повторил слово, достаточно несколько раз повторить новое для малыша слово, чтобы он начал его понимать, а потом употреблять в активной речи. С начала второго года жизни ребенок начинает понимать около двадцати слов в месяц, тогда как произносит только девять. Какие слова появляются в речи первыми, кроме «мама», «папа» и «баба», зависит от потребностей и окружения малыша.

Первые слова ребенка представляют собой звуковые комплексы из одного-двух слогов и обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия. По мере увеличения словарного запаса появляются cлова, отражающие состояние человека («ой – ой», «бо – бо»). По тому как малыш произносит слова, их можно разделить на две группы: слова, сокращенные до одного слога, первого или ударного (пить – «пи», молоко – «ако») и слова, построенные по модели исходного слова. Количество букв и ударение остаются те же, но малыш не старается в точности воспроизвести слово (лекарство – «анАна», кирпичи – «тититИ»). Последовательность освоения ребенком звуков зависит от сложности их произнесения.

Примерно с полутора лет ребенок начинает активно расширять свой словарный запас. В возрасте от восемнадцати до двадцати четырех месяцев запас увеличивается от двадцати пяти до девяноста слов, однако у каждого ребенка он индивидуален. В конце второго – начале третьего года жизни в речи ребенка появляются двухсловные предложения, которые постепенно удлиняются; встречаются предложения, состоящие из пяти слов. В основном их составляющие глаголы, существительные и прилагательные («дай пить», «иди тут», «там собачка»).

В процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые правила и законы грамматики, изменяет слова: ковёр-ковров, шёл-пошёл, играл-играла. Указывая на существование у ребёнка определённого чувства языка, К.И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чём не бывало, ориентируется во всём этом хаосе. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».

Многие родители предлагают ребёнку повторять слова за ними: "скажи "мама"", "скажи "мишка"". И к их радости малыш действительно повторяет, иногда очень отчётливо и внятно. Но собственно речью эти повторения не являются, поскольку несут для ребёнка не больше смысла, чем его обычный лепет. При регулярных и настойчивых подобных упражнениях многие дети начинают их избегать. Никакой прямой связи между такими повторениями и первым словом нет. Слово - это знак, т.е. заместитель какого-либо предмета или понятия. Значит, за каждым словом должен стоять его смысл. Таким образом, чтобы у ребёнка появилось слово, должен быть предмет, который можно было бы обозначить этим словом. Но просто наличия предметов недостаточно, чтобы малыш заинтересовался ими и захотел назвать. Ведь множество предметов окружает его с первых минут после рождения, они очень быстро становятся чем-то обыденным, не замечающимся.

Психологи провели такой эксперимент. Детям первого года жизни на занятиях показывали две самые обычные и не слишком привлекательные для них пластмассовые игрушки — белую машинку и серого слоника. Но показывали по-разному. Белую машинку активно демонстрировал взрослый. Он держал ее в руках, показывал, как она может ездить, рассказывал какие у нее колесики, какие дверки, в общем, всячески пытался привлечь внимание малыша к этой игрушке, бурно выражая свое восхищение ею. А серый слоник в течение 15 занятий одиноко стоял на столике перед ребенком. Взрослый сидел рядом и наблюдал, что будет делать ребенок. Потом сразу же после занятий и с перерывом через две недели тем же детям показывали и машинку и слоника вместе с другими, более привлекательными и яркими игрушками и наблюдали, какую игрушку они выберут. Оказалось, что самой любимой и желанной для детей стала белая машинка, которая была в руках взрослого. Даже самые маленькие дети безошибочно узнавали ее, тянулись ручками, хотели рассмотреть поближе.

А как же серый слоник? Он оставался незамеченным. Дети не обращали на него никакого внимания. Даже когда он один стоял перед ребенком на занятиях, дети предпочитали смотреть на взрослого, а не на неподвижную игрушку.

Получается, что наличия предметов недостаточно, чтобы ребенок обратил на них внимание и захотел их назвать. Таким образом, для того, чтобы ребёнок стал пользоваться словом, у него должна возникнуть в этом потребность, которая состоит из двух частей: потребности общаться со взрослым и потребности в каком-нибудь предмете. Для этого ему необходимо содержательное общение со взрослым - манипулирование игрушками, разрывание бумажек и другие предметные действия. Только такое общение и совместные действия

 Существует масса способов развить речь ребенка: 

·                                  Прием вопросов. Ребенку можно и нужно задавать вопросы. В первую очередь ребенок понимает вопросы о названии предметов, независимо от их расположения. "Кто это?", "Что это?". После этих вопросов целесообразно давать образец - слова, обозначающие предметы.

·                                 Комментирование действий. Играя с игрушками, необходимо комментировать игровые действия свои и ребенка. Тогда дети овладевают не только способами действий, но и теми словами, которыми взрослый сопровождает показ предметов, действий, отношений. Можно сделать книгу-альбом  с фотографиями действий малыша, так кроха запомнит основные глаголы: «спит», «ест», «сидит», «бежит», «идет», «качается на качелях».

·                                 Разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Необходимо внимательно следить за речью детей: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даем образцы для усвоения. Ваша речь должна быть правильной, слова и фразы должны быть произнесены четко. Новое слово проговаривайте отдельно и в составе предложения. Не копируйте произношение ребенка, не сюсюкайте с ним. Ваша речь должна служить образцом для крохи. Не употребляйте упрощенных слов. Например, "ляля" вместо "кукла", "биби" вместо "машина" и т.д.

·                                 Прием договаривания. Взрослый читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово. В повседневном общении матери с малышом необходимо использовать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Вначале взрослый должен использовать наглядность - показывать действия сам или с помощью игрушек. Ребенок учится слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова. Очень важны в этом возрасте книжки с твердыми картонными страницами, так как ребенку легче научиться листать такие книжки. Взрослому необходимо вместе с ребенком рассматривать картинки в книжке, называя предметы, действия.

·                                 Чтение с ребенком книг, в которых есть иллюстрации. Пусть ваше чадо показывает те картинки, которые вы ему называете. Составьте для ребенка альбом из фотографий предметов домашнего обихода, игрушек и одежды, хорошо ему знакомых. Перелистывать такой альбом можно где угодно, постоянно приковывая внимание малыша к окружающей его действительности. . Читайте ребенку книжки, в которых одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз – «Курочка Ряба», «Репка».

·                                 Пение простых песенок, отстукивание при этом ритма.

·                                 Простые сюжетные игры с комментированием игры.

·                                 Пальчиковые игры полезны и очень интересны детям, которые способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать), появляется интерес к возможностям своей руки, улучшается координация движений кисти. Овладеть методикой этих игр может каждый взрослый (в настоящее время издается огромное количество специальных пособий).

Развитие речи у каждого малыша идёт своими собственными темпами. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов. Но бывает, что малышу нужно помочь "разговориться". Чтобы ориентироваться в причинах речевых трудностей, рассмотрим самые типичные из них (возраст 2-2,5 года).

 Типичные причины речевых трудностей:

·                                 Задержка на этапе называния. Ребёнок с охотой и помногу называет различные предметы вслед за взрослым, но не переносит своё умение в сферу общения. Т.е. в определённой предметной ситуации называние есть, а в реальном взаимодействии с людьми заменяется возгласами, жестами, криками. Такая ситуация невротизирует ребёнка, поскольку он часто остаётся непонятым. Он становится капризным, выражает своё недовольство плачем и криком. Возникнуть такая задержка может в ситуации, когда взрослые ограничивают речевое общение с ребёнком только называнием предметов, при этом они мало разговаривают с ребёнком, не читают ему.
Что делать? Активно использовать речь во время предметных действий - сопровождать их увлекательным рассказом со множеством подробностей. Организовать сотрудничество, пускай вашим девизом будет "Давай вместе!". Создать питательную речевую среду - читать, слушать музыкальные сказки, как можно больше говорить с ребёнком.

·                                 Задержка на этапе эмоционального общения со взрослым. В этом случае общение сводится к выражению взаимной любви, улыбкам и ласкам, а слово как бы лишнее - всё и так понятно.
Что делать? Организовать предметное взаимодействие с малышом, только в совместной деятельности ребёнка и взрослого возникает потребность в первых активных словах.

·                                 Избыточная ориентация на предметный мир. В этом случае ребёнок много и с удовольствием играет с предметами, у него высокая двигательная активность, он радостно вокализирует. Но эти занятия поглощают его настолько, что он оказывается вне общения со взрослым. Во время своих занятий ребёнок не реагирует на обращения к нему, не стремится к контакту глаз, не испытывает потребности делиться своими впечатлениями от игры. Внешне такая ситуация может выглядеть вполне благополучной и удобной - ребёнок подолгу занимает себя сам, не доставляет родителям хлопот, не стремится к взаимодействию с ними. Но в действительности это неблагоприятное явление становится причиной отставания не только речевого, но и психического развития.
Что делать? Необходимо эмоциональное общение с ребёнком - ласки, контакт глаз, доброе и внимательное отношение, положительные оценки. Хорошо использовать для такого взаимодействия детские забавки - "сорока-ворона", "ладушки", "ку-ку" - прятаться за ладошками и эмоционально, радостно восстанавливать контакт глаз. Всем предметным играм постараться придавать "человеческий" характер: мишку кормим и укладываем спать, из кубиков строим домик для куклы, на машинке возим пассажиров и.т.д. Стоит сократить количество игрушек, предпочесть те, в которые нужно играть вместе. Заинтересовать взаимодействием - например, если ребёнок не проявляет интереса к игре в мячик, то катать его друг другу начинают двое взрослых, при этом искренне радуясь и забавляясь. Как правило, ребёнок тут же выявляет желание включиться в игру. Очень хороши игры с имитацией - взрослый говорит от имени разных зверюшек, которые обращаются к ребёнку и друг к другу. Непосредственная атмосфера такой игры увлекает ребёнка, и он стремится активно участвовать в ней, в том числе и речью. Также очень полезно совместное чтение и обсуждение красивых и интересных книжек.

·                                 Задержка на этапе "детских слов". Сами по себе "детские слова" - нормальный этап речевого развития. Причинами употребления "ам-ам", "ава", "бибика", "топ-топ" и прочих специфических детских слов являются несовершенная пока ещё артикуляция и особенности речевого слуха ребёнка. Огрехи в произношении допустимы до 5 лет. Но бывает так, что ребёнок как бы "застревает" на детских словах, не стремится переходить к нормальным словам и улучшать своё произношение. Это чревато нарушениями чтения и письма в будущем. Чаще всего это бывает, если родители и другие родственники много сюсюкают и лепечут с ребёнком, сознательно используют примитивные слова в общении с ним.
Что делать? Обращаясь к ребёнку, четко и внятно произносить слова. Не нужно упрощать свою речь - этим можно оказать малышу лишь медвежью услугу. Заинтересовывать ребёнка правильным произношением - предлагать ему в виде игры повторять слово всё чётче и чётче. Здесь пригодятся имитации: взрослый повторяет одно и то же слово от имени разных зверей с разными интонациями, но неизменно чётко; ребёнок повторяет за ним. Также нужно возвращать ребёнку правильное произношение сказанного им слова. Например, несёт зайца: "Зяка!" - отвечаем: "Да, это зайка". Или увидел собаку: "Ав-ав!" - отвечаем: "Собачка". Ответ может быть как коротким, так и распространённым, главное, чтобы в нём звучало сказанное ребёнком слово.

·                                 Стремительное речевое развитие. Имеет место в случаях, когда сразу после года ребёнок начинает говорить развёрнутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные "взрослые" слова. Это, как ни странно, тоже может стать проблемой. Каким образом? Когда речевое развитие ребёнка сильно опережает все возрастные нормы и сроки, неокрепшая ещё нервная система не справляется с потоком информации, возникающим в связи с активным использованием речи. Ребёнок становится капризным, плохо спит, возникает тревожность и вялость - всё это симптомы перегрузки нервной системы. Такая ситуация часто усугубляется тем, что рано и хорошо говорящий ребенок становится предметом особой гордости родителей. Они постоянно с удовольствием разговаривают с ним, стимулируя тем самым речевое развитие больше и больше, демонстрируют успехи ребёнка всем друзьям и знакомым, что дополнительно нагружает нервную систему малыша. Постоянная перегрузка - прямая дорога к неврозу.
Что делать? Ребёнку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, в первую очередь речевых. Важно много гулять с ребёнком, играть в простые игры. Хорошо, если он будет часто проводить время в обществе сверстников. Стоит уделить внимание организации полноценного и достаточного сна. И ни в коем случае не перегружайте малыша новой информацией.

Таким образом, сложности на пути речевого развития могут возникать совершено разные. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, родителям важно быть чуткими и внимательными к своему малышу, понимать его интересы, знать его характер. Не стоит расстраиваться, столкнувшись с трудностями. Важно отнестись к ним конструктивно и своевременно воспользоваться несложными рекомендациями, чтобы помочь ребёнку преодолеть препятствия на пути к членораздельной речи.

 

По материалам сайта www.2mm.ru

 

 

<<< Вернуться в раздел: Развиваем речь     Наверх

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем