УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Библиотека
Библиотека

Рекомендуем

 

 
<<< Вернуться в раздел: Читаем
 

Как научить ребенка от рождения до трех лет читать, используя "Кубики Зайцева".

 

Кубики Зайцева/Методики Зайцева


возраст 0-6 месяцев 1 ступень

Содержание упражнения, занятия или игры

1. Пойте складовые попевки ( Складовая попевка v это песенка, озвучивающая кубик, все они поются на один мотив, например, соль-фа-ми-ре-до, а Їслова¦ у каждого кубика свои, но очень похожие ЇБу-бо-ба-бэ-бы б¦, последняя буква v не поется, а просто произносится), песенки алфавита (петь алфавит можно на разные мотивы, например, ЇВзвейтесь кострами синие ночи¦ или ЇВ лесу родилась елочка¦, ЇПодмосковные вечера¦ и другие мелодии., текст таблицы, прилагаемой к кубикам), текст таблицы, прилагаемой к кубикам, не показывая ребенку текст на таблице или кубике. Петь попевки можно начинать еще до рождения или сразу после него, или в любом возрасте. Поют столько раз в день, сколько хочется родителям.

2. "Кубик-погремушка" - показывайте малышу кубик одной стороной, привлекайте его внимание, встряхивая кубик - издавая звук, когда ребенок взглянул на кубик, назовите склад. Следите за тем, чтобы кубик был всегда повернут лицом к ребенку. Можно играть столько раз в день, сколько ребенок просыпается, чтобы поесть и пообщаться. Можно v несколько раз за одно бодрствование, можно один раз в день, по настроению. Кубики нужно менять, только не очень часто, например, выбираете на день-два несколько кубиков, играете с ними, потом один два кубика меняете на другие и еще день-другой смотрите, и так далее.

3. Начинать это упражнение можно тогда, когда ребенок уже отчетливо видит, может следить глазами. У каждого ребенка v это будет своя возрастная отметка. Показывайте имя ребенка, слова МАМА и ПАПА, постепенно вводя другие близкие и знакомые слова - желательно на светлом фоне - можно освободить (чтоб ничего не отвлекало) одну книжную полку и сделать светлый фон листами бумаги. А можно изготовить легкую полочку из половины картонной коробки (например, обувной), обклеив ее белой бумагой, полочку прикрепить к стене булавками или скотчем ; для того, чтобы ребенка ничего не отвлекало, можно приклеить полочку на белый лист. Подносите малыша к полочке и четко прочитывайте слово; применяйте каждый раз разные способы показа слова: можно по складам, показывая их пальцем, а можно просто продемонстрировать все слово.

4. Игра "Мы пишем вместе" : пение кубика + показ слова: выбираете слово из двух кубиков, берете нужные кубики, пропеваете первый кубик и показываете нужный склад, потом так же второй кубики, в конце, выставляя по одному кубику, складываете все слово. На всю игру уходит несколько секунд, если, конечно, потренироваться правильно крутить кубик, ничего не путая. Для проведения игры нужно или посадить ребенка в креслице за столом, или просто на пол, или положит на животик, если он умеет лежать, приподнявшись на руках, можно попросить второго родителя или старшего ребенка посадить ребенка к себе на колени. Играют каждый раз не более. чем одним-двумя словами, чтобы не утомить малыша. Проводите игру столько раз, сколько вам хочется.

5. Напишите на длинных полосках бумаги(произвольного размера) складовые попевки (БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б), выбирая попевки с тех кубиков, которые входят в имя ребенка, другие близкие слова (потом, когда первые кубики будут хорошо знакомы ребенку, можете добавлять другие попевки), развесьте эти полоски на стенах по всей квартире на уровне ваших глаз . Начинать показывать тогда, когда ребенок уже хорошо видит, показывать за один раз сначала один-два Їкубика¦, потом можно увеличить их количество. Когда вы идете с ребенком на руках по квартире, подходите к ним, пропевайте попевку и показывайте пальцем склады.

6. "ВЫСТАВКА" - на любой пустой (обязательно пустой) полке, например, на книжной или на специально для этого изготовленной картонной двухэтажной полке из двух половинок обувной коробки, наклеенных на кусок картона, можно поставить любой мелкий предмет или игрушку или картинку, а рядом (или под ним, или наверху) подпись-комментарий , составленную кубиками. Менять выставку можно раз в 2-3 дня и показывать ее можно 2-3 раза в день, например, утром после сна, днем и вечером перед сном, неплохо повесить выставку около кроватки, чтобы она чаще попадалась ему на глаза. 

 

Возраст 6-12 месяцев, 2 ступень

Если ребенок не прошел первую ступень и начал заниматься в 6 месяцев, то необходимо ввести все упражнения первой ступени и сразу подходить ко второй. Упражнения и игры 1 ступени с изменениями и дополнениями - смотри комментарии. Номера всех упражнений остаются прежними.

Если ребенок уже занимается, то в возрасте около 6 месяцев, может раньше, может позже начинайте добавлять упражнения второй ступени, продолжая выполнять, если надо, предыдущие.

Комментарии к упражнениям первой ступени.

1. Все выполняйте так как описано выше.

2. Если начинать после трех-четырех месяцев, это упражнение можно не вводить.

3. Старайтесь расширять список знакомых слов, регулярно возвращаясь к старым.

4. Начинать с вышеописанного, постепенно перейти к пропеванию 2-4 кубиков, складывая из них 5-7 слов (список слов продумайте заранее), не затягивайте игру, чтобы не потерять интерес ребенка.

5. Увеличьте число складовых ленточек. Спрашивайте, где ФУ-ФО-ФА-ФЭ-ФЫ-Ф (или другое)? Пусть малыш подползет или подойдет и покажет.

6. Меняйте выставку раз в 1-2 дня. Можно увеличить количество выставок, можно спрашивать у ребенка, где игрушка (картинка, прочее) и называть ее или спрашивать, где написано слово.

Содержание упражнения, занятия или игры

7. По возможности пишите кубиками слова, отображающие название имеющихся в доме крупных предметов : шкаф, холодильник, пианино, диван, стул - какие-то слова можно оставить стоять на некоторое время (например, слово ШКАФ можно поставить в шкаф на полку или прямо на шкаф). А какие-то придется сразу убрать, чтоб не повредить кубики ( например, слово СТУЛ на стуле продержится до тех пор, пока малыш его не схватит или на ваше слово не сядет дедушка). Можно пользоваться мини-полочками из половинок картонных коробок и прикреплять их скотчем на стены, стекла, зеркала, шкафы, двери, только так, чтобы они не мешали мирным гражданам, проживающим с вами в квартире.

8. Если вы уже начали прикармливать малыша, то перед тем как посадить его есть, по возможности, если малыш не умирает с голоду, а значит, вы не очень спешите, поставьте на стол или полочку перед креслом ребенка название той еды, которую он будет пробовать. Перед тем, как начнете кормить малыша, назовите ему то, что даете и покажите слово, написанное кубиками все целиком или по складам (во всех играх и упражнениях чередуйте эти два способа показа). Во время еды, особенно если она очень нравится малышу, можете еще раз обратить его внимание на слово, только не настаивайте. Вообще, как мне кажется, не стоит связывать процесс еды с чтением, так как физиологи говорят, что это вредно. Но взглянуть еще разок между ложками, наверно, можно.

Научите ребенка реагировать на вопрос ГДЕ? Это можно сделать так : покажите ему одну хорошо знакомую игрушку или предмет, скажите "Это ложка", потом сами себя спросите "Где ложка?" и сами себе ответьте¦Вот она!¦ и покажите, пальцем, где она. Потом попросите ребенка показать, где ложка. А так как он прекрасно уже знает, что такое ложка, видел, как вы показывали, а кроме того, ничего другого рядом нет, то он, скорее всего покажет на нее и будет прав. Если же он все-таки не показывает. то вы сделайте это за него его пальчиком. Так можно потренироваться несколько раз. И когда малыш будет твердо понимать, что вы от него хотите, можете предложить ему на выбор два хорошо знакомых предмета. Следующим этапом будет показ одного слова точно так же как одного предмета: вы показываете простое слово из двух кубиков и говорите, что здесь написано слово ДОМ, а потом спрашиваете "Где написано ДОМ?" Подождите несколько секунд, дайте малышу возможность самому попробовать показать. Если он не стал этого делать(может он просто не в настроении), можете сами показывать. И так же продолжите в другой раз с этим же словом или другим, пока он не станет показывать вам одно слово так же легко, как один предмет.

 

9. Игра "Угадай, где слово!" Если ребенок умеет хорошо делать все, что описано выше, то ему не составит большого труда выбрать из двух слов одно. Только слова должны быть не новые, а очень хорошо знакомые малышу, виденные им в других упражнениях и играх, понятные по значению, интересные ему. Можно начать со слов МАМА и имени ребенка: "Выбери!¦ (или ЇПокажи!¦) ЇГде написано слово МАМА?" Если малыш показал, то вы, конечно, сильно-сильно обрадуетесь и не потому, что я вам рекомендую, а потому, что действительно это ЧУДО - малыш начал превращать звуки в знаки - показал услышанное слово. Ну, а если он не показал, то это не значит, что он дурачек, или вам посоветовали какую-то ерунду , или что-нибудь в этом духе, может он просто не понял, что же вы от него сейчас хотите. В таком случае нужно вообще не заметить его ошибку, а нежно перевести его пальчик в нужное место и тогда все-таки обрадоваться тому, что у вас вместе получилось. Постепенно вы будете вводить в игру все новые и новые слова из других игр, слова знакомые и близкие, желательно короткие. Слова для этой игры нужно ставить на полочку или прямо на пол, но так, чтобы рядом не было других игрушек, иначе , по случайности, малыш предпочтет сейчас вашей игре какую-нибудь другую. Есть еще маленький секрет. Если малыш правильно выбрал слово, дайте ему это слово, позвольте к нему подползти и сделать с ним все, что хочется.

 

 Около 6 месяцев, когда малыш научился брать предметы в руки, можно начать давать ему кубики. Для этого нужно их хорошо укрепить :

Можно вставить внутрь кубика еще один, почти такой же по размеру, чтоб только поместился, из плотного картона,

Или перед тем, как собирать кубик, наклеить развертку на плотную бумагу и высушить под прессом, а когда высохнет, хорошенько прогнуть все грани.

И обязательно защитите кубики - обклейте в несколько слоев скотчем со всех сторон. После оклеивания кубики могут бликовать при ярком свете, тогда надо обязательно каждый раз следить за тем, чтобы ребенку было хорошо видно, посмотрев на кубик с его точки зрения v буквально сев на его место.

 

10. "Свободная игра в кубики" Когда у ребенка хорошее настроение, дайте ему поиграть несколько кубиков, только немного, штук по 6-8, и каждый раз разные. Ребенок может трясти кубики, перекладывать из руки в руку, кидать, делать то, что у него получится. Если вы находитесь рядом, называйте и показывайте ту сторону, которая повернута к ребенку, составляйте слово, показывайте его малышу и дайте его сломать, говоря "Катя сломала слово КОТ" и так далее.

 

10а. "Дорожки". Можете построить малышу дорожки из кубиков: только из больших, или только из маленьких, или наоборот, из всех вперемежку. Поставьте все кубики стороной на один гласный(А, О, я , др.) или на парные гласные (А-Я, О-¬, У-Ю, др.) так, чтобы все грани были Їлицом¦ к ребенку, то есть не перевернуты. Примеры дорожек: БА-ЗА-НА-ЛА-ДА; ПЯ-ФЯ-ГЯ-ЛЯ-ЗЯ; КУ-ДЮ-ЖУ-РУ-ВЮ-БЮ и так далее), пропойте получившуюся дорожку на любой простой мотив, показывая склады, можете показывать, используя игрушку. Дайте ребенку поиграть в дорожку так, как ему хочется , например, поставить на нее еще кубики, поселить на ней игрушку, покатать по ней машинки (а вы, знай, свое приговариваете: машина едет по МА), а главное, разрешите все сломать.

10б. "Маленькие дорожки" (игра, похожая на игру "Братики и сестрички", описанную в книге Зайцева, только здесь используется небольшое количество кубиков и все делает мама, а не ребенок) - мама подбирает парные кубики нужными сторонами и делает из них маленькие дорожки (пример МА-МЯ, ВА-ВЯ, КО-К¬, ГУ-ГЮ). Можно делать дорожки на один гласный, а можно и на все по одной дорожке. И поиграйте в них так же, как в большие дорожки.

 

10в. "Домики" - стройте с малышом домики и башенки не очень большого размера - в 2-3-4 кубика и шириной в 1-2-3 кубика. Игрушкой не большого размера прыгайте с этажа на этаж или вдоль них (т.е. показывайте склады), напевая их на любой мотив. Чем веселее игра, чем смешнее ваши песенки v тем лучше!

 

10г. "Перекладывание". Две емкости (например, коробки, корзины) - в одной кубики - другая пустая. Ребенок берет или вы даете ему кубик. Повернутую к нему сторону называете и просите положить (отнести, если это не рядом) кубик в другую коробку. И так далее, пока не надоест.

 

10д. Постоянно придумывайте новые способы привлечения внимания к кубикам. Заведите дежурный кубик, который будет стоять на отдельной полочке. Придумывайте хоть каждый день новые игры. Если можно записывайте их и копите для передачи опыта другим родителям. Привлекайте всех родственников к играм именно в кубики.

Только не позволяйте кубикам валяться на полу. Не давайте их в свободный доступ ребенку. Они должны лежать на недоступной ребенку полке, выдаваться с вашего разрешения, понемногу, ненадолго. Убирайте их обратно в шкаф, как только заметили малейшее невнимание к ним во время игр.

 

11. Альбомы с картинками.

Около 6 месяцев можно начать показывать ребенку альбомы с картинками. Может быть можно начать и раньше, дело только в способности малыша посмотреть подряд несколько картинок подряд. До этого момента, как правило, хватает выставок и картинок, развешенных то тут, то там на стенах квартиры (об этом подробнее лекции ЇУченый карапуз¦ и другие). Итак, необходимо купить как минимум один, а лучше три-пять (чтоб не смотреть с утра до ночи одно и тоже v и вам, и ребTнку надоест) магнитных фотоальбомов (обычно бывают формата А4,в них картонные страницы, покрытые специальной липкой прозрачной плTнкой, которая отклеивается, под неT кладутся картинки и подписи и опять заклеиваются той же плTнкой). Продаются они в магазинах ЇКодак¦, где принимают фотографии в печать .Они очень удобны тем, что легко можно менять картинки и подписи v универсально, эстетично, многоразово, не надо ничего клеить. А еще - картинки защищены ( их нельзя оторвать и испачкать ) и картонные страницы тоже не мнутся и не отрываются , то есть альбом можно давать ребTнку для самостоятельного рассматривания.

Альбомы бывают на десять, двадцать и пятьдесят страниц. Лучше всего покупать на десять страниц, так как бывает сложно подобрать большее количество картинок на одну тему, а кроме того ребенок еще не может посмотреть больше девяти (а их получится там именно девять) картинок одновременно.

Какие же картинки можно вклеивать в первые альбомы малыша и где их брать?

Это могут быть, например,

- любые животные (домашние и дикие),птицы, рыбы (пока лучше обойтись без насекомых, паукообразных, земноводных и пресмыкающихся v если показывать их в некотором количестве, а они довольно похожи друг на друга, то малыш будет скучать),

- садовые цветы, дикорастущие растения , имеющие очень характерный внешний вид, не похожий на другие ( или стоит подбирать растения из разных семейств); совсем не рекомендуются в этом возрасте показывать грибы, так как они тоже довольно однообразны;

- мебель,

- посуда, предметы домашнего обихода,

- портреты близких людей,

- изображение детей в действии,

- овощи, фрукты, различные блюда (из поваренных книг и дамских журналов),

- виды транспорта, только не марки машин,

- картинки на другие темы, главное, чтобы они были крупными, яркими, понятными, интересными малышу.

Искать картинки вам, возможно, придTтся долго. Годятся картинки с тематических познавательных плакатов, с календарей, из журналов. Невозможно , конечно, покупать или получать по подписке большое количество разных журналов, это очень дорого. Но ведь ,наверняка, многие ваши родственники или друзья покупают журналы, прочитывают , а потом выбрасывают. Попросите их заранее , чтобы они откладывали вам эти журналы.

Можно специально для разрезания покупать детские энциклопедии для самых маленьких с картинками большого размера, но обязательно в двух экземплярах, чтобы иметь изображения и с чTтных , и с нечTтных страниц.

Это ,конечно, дороговато. Но можно объединиться с друзьями и покупать всT пополам, а потом делиться готовыми материалами .

Итак , вы подобрали девять картинок на одну тему.

Положите альбом так, чтобы страницы располагались горизонтально. Откройте первую. Напишите на ней, приподняв защитную плTнку, тематическое название и прилепите плTнку на место. На каждом следующем развороте , на нижней странице, пишите слова, соответствующие вашим картинкам, а на верхней странице - картинки к ним.

Слова могут быть :

- из складов (самый экономичный способ)- напишите (фломастерами или на компьютере) слова, нужные вам в альбоме. Когда будете менять картинки, разрежьте ваши слова на склады, из имеющихся складов попытайтесь сложить новые слова. Каких-то складов может не хватать, тогда допишите или допечатайте еще склады; каждый раз будете добавлять в Їкассу¦ недостающие склады, а повторяющиеся, наиболее часто встречающиеся будут наготове ;

- набранные на компьютере (шрифтом Arial, размером не меньше ста пунктов, только заглавными буквами, выделяя склады оттенками серого цвета (темный и светлый), ударный v чTрный) ;

- написанные на четвертинке листа (можно легко и без потерь времени разрезать лист А4 на четыре равные части, перегибая лист, чтобы отмерить, а не прочерчивая по линейке), писать лучше толстыми маркTрами трTх цветов : зелTного, изумрудного, чTрного, выделяя каждый склад отдельно (ударный v обязательно чTрный)).

В конце, на последнем листе должна точно такая же надпись , как на первом развороте , чтобы вы могли читать альбом с любого конца.

Часто встаTт вопрос, как называть альбомы. Лучше подбирать названия попроще и покороче, если это возможно. Но главное, понятнее. Например, не ЇДикие животные¦, а Їзвери из леса¦, не Ївиды продуктов¦, а Їеда¦.

Одна и та же картинка может попасть в разные альбомы, смотря как их назвать. Баклажан, например, может оказаться в альбоме Їеда¦ , альбоме Їовощи¦ , в альбоме Їцвета¦ v подпись Їфиолетовый¦, в альбоме Їсчет¦ или Їпосчитаем!¦v подпись Їодин баклажан¦. Курица попадает в Їдомашних животных¦, лучше, правда, назвать этот альбом Їкто живTт с людьми¦, в альбом Їптицы¦, а ещT может попасть и в еду, только тут нужна , конечно, другая картинка. Греческая амфора попадает в Їприкладное искусство¦, а попонятнее его можно назвать ЇЧто люди делают руками¦, в альбом ЇКакие бывают вазы¦, в ЇДревнюю Грецию¦ и т.д.

Все, что вы помещаете в альбом v картинки, подписи, название, украшение титульного листа (если вам хочется еT украсить), должно быть только помещено под плTнку, но не наклеено клеем или скотчем. Это очень важно для того, чтобы потом этот альбом использовать для других картинок, то есть, чтоб была возможность убрать всT и поставить новое.

Есть, правда, возможность сделать постоянную обложку. Тогда ей нужно дать какое-то общее название, например ЇМоя энциклопедия¦, или ЇКатина(Мишина, Данина,-) энциклопедия¦, или ЇМои любимые картинки¦, или ЇМоя любимая книжка¦ или что-нибудь типа этого. Украсьте обложку какими-нибудь картинками и все это заклейте широким скотчем в несколько рядов. Можно один альбом Їотдать¦ под животных, дать ему постоянное название, например, ЇРазные-разные животные¦ и наклеить на обложку много-много маленьких картинок с животными. Тогда, как вы понимаете травы ли мебель сюда уже не вставишь. При наличии постоянного названия можно менять каждый раз название на титульных листах(напомню v титулы лучше делать с двух сторон), например, ЇЗвери из леса¦, ЇКто живет на берегу озера¦ и так далее.

Когда вы изготовите первые 2-3 альбома, можете начинать показывать их ребTнку. Для этого, если ребTнок уже умеет сидеть сам, посадите его в высокое креслице за столом (если стол не очень большой и вы будете, сидя напротив, не очень далеко от ребTнка), или же просто на пол. Если ребTнок не умеет сидеть, попросите кого-нибудь из взрослых сесть и подержать у себя на коленях. Сядьте напротив. Расскажите ребTнку, что вы сейчас будете делать. И начните показывать картинки. Показывать нужно достаточно быстро, но и не слишком, чтобы ребTнок смог увидеть, что вы ему показываете.

Если ребTнок не смотрит, лучше вообще не показываете. Или показывайте по одной картинке, например, перед едой. Или подумайте, может стоит поменять тему альбома.

Если ребTнок требует смотреть ещT и ещT, покажите, но помните, что он может просить бесконечно, поэтому предупредите, что покажете ещT, но только один раз.

Смотреть альбомы можно один-два и более раз в день. Но если вы видите, что они не очень привлекают ребTнка, показывайте раз в два дня .

Будьте внимательны к ребTнку. Если вы чувствуете, что ребTнок уже не с таким интересом, как прежде смотрит альбомы, значит или срочно поменяйте картинки или вообще пока прекратите просмотр.

Для того, чтобы у вас не было длительных перерывов, постарайтесь, как только готов один альбом, начать подбирать материал для следующего раза.

Как определить границу склада? Склад это согласный или гласный отдельно (П, Ш, И,-), согласный с гласным v то, что называется Їслог слияния¦ (ПА, РИ, ЩУ, ЖИ,-), согласный с любым знаком (РЬ, БЪ, МЬ,-). Разделим на склады слово корова v КО-РО-ВА. Только вы не будете отделять склады никакими черточками, а выделите их цветом, чередуя оттенки. Ударный склад всегда выделяется черным.

 

Возраст 1-1,5 лет, 3 ступень

Если вы уже занимаетесь , продолжайте выполнять упражнения предыдущих ступеней с новыми комментариями. А если вы только начинаете, то введите сначала все упражнения из первых ступеней, потом переходите к этой. Чем старше ребенок, тем меньше ему надо времени на Їраскачку¦, на освоение более легких приемов работы. Возможно, что можно будет осваивать все упражнения одновременно.

1. Делайте все, как описано в упражнении. Таблицы вывешивать еще рано.

2. Отменить.

3. Заменить упражнением 12, 12а и 12б.

4. Отменить.

5. Вывешивайте как можно больше складовых ленточек, просите малыша показать, где какая. Меняйте их местами, запутывая малыша, не давайте ему ориентироваться на место расположения, пусть опирается на текст. Можно снять со стены несколько очень знакомых ленточек и давать ему выбирать нужную из двух-трех и более.

6. Оставить одну-две выставки по желанию. Можно полностью заменить альбомами и использованием игрушек в упражнении 12.

7. Продолжать при желании и интересе ребенка. Не забывать использовать разные способы демонстрации слова v показать все слово, демонстрируя рукой направление движения глаз или по складам : сначала прочитать медленно, показывая каждый кубики, а потом еще раз все слово в обычном темпе.

8. Продолжайте, если вам нравится.

9. Постепенно заменить на упражнение 12 с вариантами.

10. Играйте столько, сколько захотите. Только не оставляйте кубики после игры на полу, убирайте их на полку вместе.

11. Количество, частота просмотров и содержание v по вашему желанию.

Упражнения 3 ступени.

Содержание упражнения, занятия, игры

12. ЇАктивная игра в кубики¦

Приготовьте в вашей квартире место для кубиков. Настало время, когда кубики можно ввести в свободное обращение. Ребенок уже способен понимать, что от кубиков можно получить удовольствие, даже если нельзя их грызть и мять. Лучше всего подойдет этажерка с неширокими полочками. Полочек может быть от трех до восьми и более, как получится. Внизу v самая высокая и вместительная полка - там будут храниться кубики, можно подставить под вашу этажерку обычную книжную полку (прямо на пол). Вверху v полочки поменьше, на них мы будем писать слова. Желательно все это расположить в максимальной близости от пола, чтобы малыш мог в любой момент подойти и взять любой кубик, да еще так, чтобы вы сидя на полу (чтобы не стоять согнувшись), смогли достать до самой верхней полочки рукой. Итак, чтобы поиграть в эту игру, лучше всего сесть на пол, а ребенка посадить на колени, или пусть он стоит на полу рядом с вами.

Пишите при ребенке несколько слов, или называя кубик, который берете в руки ( не надо показывать каждый склад на кубике, лучше пропеть попевку, пока ищите нужный склад), и\или называя склад, который вам нужен на этом кубики и прочитывая все слово, когда оно будет готово. Можно не пропевать кубик, но называть склад и прочитывать все слово. Если вам совершенно не поется, то можете просто проговаривать складовую попевку.

За один раз можно поставить от 5 до 10 слов. По несколько раз прочитать и показать каждое, попросить малыша показать вслед за вами 1-2-3 слова, постепенно приближаясь к узнаванию всех слов.

Игра проводится хотя бы один раз в день (желательно! И лучше в одно и то же время). Слова остаются стоять на полках до следующей игры. В течении всего дня можно несколько раз о них вспомнить, подойти и посмотреть. Если малыш разобрал мигом все слова, как только вы поиграли, ничего страшного, соберите потом все снова и поставьте на полки. Пусть они еще и еще раз попадутся ему на глаза. Можете переставлять слова местами в течении дня.

12а. Как только ребенок начал говорить, хотя бы одно-два слова из его активного словаря держите подольше в игре ( то есть не один день). Необходимо подвести малыша к тому, чтобы он сам показал слово и сам сказал его. А это и будет началом чтения. Неважно, что он скорее всего запомнил все слово! Главное, что он не побоялся произнести написанное слово. А так как он видит, из каких складов состоит это слово, он, скорее всего, вскоре будет узнавать их и в других словах и попытается их прочитать. В этой ситуации главное не пережать, не показывать ребенку, как вы ждете, когда он произнесет написанное слово. Желательно, чтобы все получилось совершенно непроизвольно, незаметно, обыденно. Малыш не должен заметить, что он сделал что-то сногсшибательно недоступное его возрасту. Но похвалу вашу при этом он, конечно, заслужил, да еще какую.

А если он долго не произносит слова или один раз произнес, а потом неделю-две v тишина. Не огорчайтесь и не настаивайте на том, что он может, что у него должно получаться и так далее. Он должен научиться делать это автоматически, а не под нажимом. Если вы будете заниматься с ним регулярно, если он начнет разговаривать, верьте v и на вашей улице будет праздник v малыш рано или поздно вдруг произнесет написанное, так же легко, как он его показывает.

Кстати, моя дочь Катя, читающая с десяти месяцев (а сейчас ей 2 года) может иногда по целым дням отказываться что-либо прочитывать, а потом как пристанет Їдавай читать!¦ и пока целую Їгору¦ не перечитает v не успокоится.

12б. Слова, фигурирующие в предыдущих упражнениях, стоящие на полках в доступном для ребенка месте, попросите малыша принести вам, когда вы находитесь, например, в другой комнате или в кухне. Малыш может в ответ принести любое другое слово, нужно поставить его на стол, сказать ЇСпасибо! Только ты принес мне слово ЇНОС¦, а теперь принеси , пожалуйста, слово ЇКОТ¦, как я тебя просила!¦ если малыш опять ошибается, вы опять прочитываете ему слово, которое он принес и просите принести нужное. Только никаких ЇНЕТ¦, ЇОШИБКА¦, ЇНЕ ПРАВИЛЬНО¦, ЇЧТО Ж ТЫ ТАК!¦ Сплошные положительные эмоции! Если малыш принес нужное слово, да еще если он может его произнести, спросите, как бы невзначай, Їчто ты принес?¦ ЇА, правильно, ты принес слово КОТ¦. А называя принесенное слово, малыш еще раз прокладывает себе дорогу в чтение. Именно таким способом Катя вышла в раскрепощенное чтение.

13. ЇЧтение про себя¦

Пишите кубиками название частей тела или хорошо знакомых предметов и, показав один раз, попросите ребенка показать, что здесь написано. То есть напишите НОГА и покажите его ногу, попросите и малыша показать, где у него нога. Опять вернитесь к слову, скажите, что здесь написано и опять попросите его самого показать, что написано. Если он начнет понимать смысл игры, предлагайте другие знакомые слова, просите показать, что написано. Если не получается с первого раза, подсказывайте. На самом деле может не получаться довольно долго. Надо приучить ребенка к тому, что он может понимать смысл прочитанного слова, что у каждого слова есть значение.

14. Маленькие альбомы

После года можно использовать не только большие альбомы (формата А4), но и меньшего размера. Подойдут обычные фотоальбомы для фотографий размером 10,5 Х 15 , с мягкой обложкой . Они представляют из себя маленькую книжечку с прозрачными кармашками. Думаю все их видели в продаже и многие пользуются ими по прямому назначению.

Они бывают на 36 кадров и на 24. Лучше брать меньше, хотя стоят они одинаково.

В таких альбомах у вас получиться соответственно:

- 17 картинок v две обложки, два титульных листа,

- 18 картинок v впереди обложка, титульный лист, сзади v обложка с подписью, титульного листа нет,

- 19 картинок v две обложки с подписью, ни одного титульного листа ;

или:

- 11 картинок - две обложки, два титульных листа,

- 12 картинок - впереди обложка, титульный лист, сзади v обложка с подписью, титульного листа нет,

- 13 картинок v две обложки с подписью, ни одного титульного листа .

Показывать эти альбомы нужно так же как и большие.

Материалы подбирать так же ( более подробно о подборе и смене тем альбомов в лекциях об энциклопедических знаниях). Менять картинки в этих альбомах не очень удобно, так как от многочисленной смены картинок кармашки рвутся. Стоит альбом не очень дорого(можно найти от 4 до 10 рублей) и вместо того, чтобы менять я предпочитаю добавлять еще альбом. Если это трудно по материальным соображениям, то менять в них картинки еще легче, чем в больших. Только очень аккуратнее вынимайте, так как слабое место альбомов v это края соединения кармашка с основой, а они рвутся.

Желательно иметь активную группу альбомов (только что сделанные), в которую добавлять или убирать из нее альбомы по интересу к ним ребенка. Когда альбом уже не очень-то интересует ребенка, а не тогда, когда совсем надоел, его (альбом) переводят в пассив, а в актив добавляют новые.

Активные альбомы смотрят хотя бы 2-3-4 раза в неделю, но лучше, конечно, хоть раз в день. Можно и больше. Пассивные - в любом количестве 1- 10 раз в месяц (или сколько захотите).

 

Елена Данилова

<<< Вернуться в раздел: Читаем     Наверх

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем