УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Библиотека
Библиотека

Рекомендуем

 

 
<<< Вернуться в раздел: Гармонично развиваемся
 

Мы растем! Все о развитии ребенка от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес.

 

 

Основные педагогические условия развития активной речи малыша 1 г. 6мес. - 1 г. 9 мес.

Взрослым необходимо:

*                               включать речевое общение в активную практику освоения окружающего мира ребенком;

*                               создавать в повседневной жизни малыша ситуации, вызывающие необходимость в речевом контакте со взрослым;

*                               практиковать ситуации, вызывающие у ребенка интерес и желание входить в речевое общение с близкими;

*                               побуждать к активной речевой практике как к одному из путей познания социального и природного окружения (поведение и деятельность людей, их отношения в социуме, взаимодействие с природой и животным миром);

*                            использовать речь как средство воспитания личности ребенка, оказывая влияние на его поступки не только с позиций запрета - «можно» или «нельзя», но и с точки зрения оценки самого поступка - «хорошо» или «плохо»;

*                          учить пользоваться речью. Подводить малыша к мотивации своих действий, основываясь на их результате, и таким образом закладывать в поведении ребенка элементы самоорганизации, нравственно-этического воспитания;

*                 давать правильный образец речи, используя прямой (диалог) или косвенный (монолог) речевой контакт с ребенком;

*              постепенно вытеснять из активного словаря ребенка лепетные (облегченные) слова, заменяя их общеупотребительными;

*   внимательно, относиться к автономной речи малыша, формируя звукопроизношение отдельных слов на основе речевого подражания. Побуждать к произнесению простых предложений из 2-3 слов.

          Прогресс по всем направлениям

Дитя изначально видит перед собой целостную картину мира, хотя и многого еще не понимает. К 1 г. 9 мес. малыш уже способен понимать действия человека и животных, которые связаны с выражением желаний (потребность есть, пить, спать и т.п.), физических состояний (холодно, жарко, мокро и т.п.), эмоциональных проявлений (испугался, обрадовался, заплакал, застеснялся и т.п.), а так же сочувствием и помощью (например, «пожалей зайку, он испугался» или «угости белочку - ей хочется съесть орешек» и т.п.). На конкретных примерах собственного отношения к миру, используя показы с куклой и игрушками, изображающими животных, взрослый способствует формированию у малыша добрых чувств, доброжелательности к взрослым и детям, бережного отношения ко всему живому. Это начало нравственно-этического воспитания.

Значительные изменения к 1 г. 9 мес. происходят и в умственном развитии ребенка. Он умеет решать несложные задания на соотнесение и группировку предметов. Если раньше малыш справлялся с дидактическим заданием по формуле «Найди такой же!» (кубик, шарик, картинку, куколку, и т. д.), то теперь он может справиться и с более сложной задачей: «Дай такой же, но...» (кубик большой и такой же, но маленький, шарик красный и такой же, но зеленый и т.п.). Предметная игра - по-прежнему ведущая деятельность малютки, но она уже опирается на более развитые аналитико - синтетические связи в коре головного мозга. А это значит, что дитя уже делает обобщения по существенным признакам в зависимости от поставленной перед ним задачи (находит одинаковые игрушки и раскладывает их по величине, форме или цвету; так же поступает и с картинками, предметами быта и т.п.).

Пришедшее к ребенку ранее умение использовать предметы по их назначению к 1 г. 9 мес. оформляется в развитую сюжетно-отобразителъную игру: малыш метелкой подметает дорожку, совком нагружает песок в ведерко. Он продолжает с интересом наблюдать за действиями взрослого: ребенку важно видеть, как ведет себя мама или другой человек, и понять, для чего он использует те или иные предметы. При этом кроха проявляет интерес не только к предметам, но к действиям с ними. И это понятно. Овладение Функциональными действиями без показа взрослого невозможно.

Деятельность с учетом значения вещей, многократные воспроизведения общих схем их использования применительно к разнообразным ситуациям развертываются в особую форму игры - предметную игру по содержанию и сюжетно - отобразительную по своей направленности. Дитя кормит куклу из ложечки, поит из чашки, купает в ванночке, качает в колыбели и т.п. Что это значит? Малыш «проигрывает» с куклой фрагменты своей собственной жизни. Ребенок отображает, но не берет на себя какую-либо роль. Неслучайно малыш в этот период интенсивно «учится», как отмечалось выше, самостоятельности в элементарном самообслуживании, и в совместных действиях со взрослыми.

Что же должны делать взрослые для того, чтобы обеспечить ребенку поступательное развитие в третьем триместре?

Мини-программа третьего триместра

Задачи воспитания

Обеспечить психофизическое благополучие ребенка на основе ведущих линий развития, соответствующих микропериоду 1г. 6 мес – 1г. 9 мес.

Создать и поддерживать здоровую пространственную среду в доме и на улице, побуждающую ребенка к разнообразной двигательной активности и развивающей деятельности – играм и занятиям.

Продолжать совершенствовать самостоятельную ходьбу.

Использовать специальные пособия и природную среду(ходить по прямой и между кочек, взбираться на бугорки, перешагивать канавки и пр.)

1. Учить ребенка ходить по ограниченной поверхности:

А) по дорожке 25-30 см

Б) по доске, положенной на пол или на землю (ширина 15-20 см)

В) по наклонной плоскости, один край которой поднят на 15-20 см

2) Учить малыша ходить в разных направлениях с переменой ориентиров (например, «к дереву, к скамейке, к качелям, к папе, а теперь ко мне» и пр.)

3) Учить ребенка выполнять просьбу в быстром и замедленном темпах по просьбе взрослого.

Продолжать совершенствовать координацию движений и ориентировку в пространстве, чувство равновесия.

Тренировать вестибулярный аппарат ребенка:

1. Учить спускаться и подниматься по наклонной доске (ширина 25 см, длина 2 м, высота 20 см), упражнение выполняется с помощью взрослого;

2. Учить ходить по гимнастической скамейке (размеры те же), упражнение выполняется с помощью взрослого;

3. Учить подниматься на высоту и спускаться (высота 15 см) используя ящик, а также детскую горку (с высотой ступеней 15 см)

4. Учить перешагивать через препятствия – бруски, положенные на пол (землю) на расстоянии 25-30 см один от другого.

Развивать глазомер, точность движений в пространстве.

Тренировать ребенка в метании шариков:

1) вдаль (левой и правой руками)

2) в горизонтальную цель (корзину, стоящую на полу).

Развивать наглядно-действенное мышление – сенсомоторный интеллект.

Проводить с малышом предметные игры всех видов: дидактические, строительные, сюжетно-отобразительные, с предметами-орудиями (игры, в которых ребенок приобретает опыт использования одного предмета в качестве орудия по отношению к другому. Например, сачком вылавливает рыбок, молоточком «забивает» втулки в верстачок и т.д.).

Продолжать накопление чувственного опыта, ориентировку в цвете, форме, величине предмета. Постепенно приучать малыша выражать впечатления словами, обозначая и поясняя все, что разворачивается в его практических действиях и в игре.

Предлагать более усложненные варианты действий с дидактическими игрушками (матрешками, кубами, шарами, кольцами и т.д.).

Выполнять задания на ориентировку в двух свойствах одновременно: например, в цвете и форме («найди красные шарик и кубик») или в цвете и величине («найди кубики зеленые – большой и маленький»), или по форме и величине («найди большие шары») и т.п.

Продолжать развивать орудийные действия с предметами, а также функциональные (закрепленные социальной практикой их использования ) действия..

Показывать, как нужно использовать предметы по их функциональному назначению - разыгрывать перед ребенком более развернутые игровые сюжеты с куклой (катание на машине, полет на самолете, катание на санках).

 

 

Развивать творческие способности ребенка в занятиях со строительными наборами (кубики, строительные модули и т.п.)

Внести в занятия с малышом строительные игры. Учить выполнять по показу, а затем самостоятельно (по просьбе взрослого) несложные сюжетные постройки – например, «дорожка для зайчика», «заборчик для цыпляток», «скамеечка для матрешки», «ворота для машины» и пр.

Продолжать совершенствовать сюжетно – отобразительные игры с образными рисунками. Побуждать к участию в совместных играх со взрослым. Вызывать желание подражать им, повторяя их действия.

Обогащать ребенка яркими впечатлениями, отражающими знакомые сюжеты с куклой (мишкой, зайкой и пр.).

Показывать игровые сюжеты, отражающие сценки из жизни самого ребенка (например, прием пищи, купание, одевание, сборы на прогулку и пр.), вводить в показы большее число аксессуаров.

Предлагать для рассматривания картины и картинки, отображающие знакомые игровые сюжеты.

Расширять понимание речи (пассивный словарь), обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого.

Игровые показы сопровождать пояснениями, называть новые для малыша предметы и действия с ними. Использовать речевые конструкции из 2-3 слов, короткие рассказы из 2-3 простых предложений.

Постепенно подводить малыша к пониманию несложных сюжетов без наглядного сопровождения (показа).

Развивать разговорную речь.

Обогащать активный словарь. Постепенно выводить из лексикона малыша облегченные слова, заменяя их общеупотребительными. Вводить в речевую практику ребенка новые слова, обозначающие предметы и действия с ними.

Продолжать воспитывать основополагающее доверие к окружающему миру.

Расширять социальные контакты малыша обогащать его знакомство с окружающим миром более глубокими, но понятными ему впечатлениями. Например, тетя Маша поливает газон – травку, травка «пьет» водичку. Травка растет. И т.п.

Формировать нравственно – этические чувства, доброе отношение к взрослым и детям. Воспитывать чувство любви ко всему живому (цветам, травке, деревцам, животным и птицам).

Учить общаться с окружающими, ориентируясь на возраст и пол собеседника (дедушка-бабушка, тетя-дядя, мальчик-девочка).

Воспитывать ребенка в лучших национальных традициях.

Формировать первые эстетические чувства на лучших образцах народного творчества: нравится – не нравится, красиво – некрасиво и т.п.

Знакомить с лучшими образцами прикладного искусства (изделия народного творчества для маленьких). Например, расписные ложки, вышитые фартучки, расписные деревянные игрушки, лепные свистульки, грохотушки и пр.

Развивать музыкальный слух, певческие и танцевальные способности.

Знакомить ребенка с произведениями музыкального, певческого и танцевального фольклора для маленьких, используя музыкальные кассеты и видеозаписи.

Обогащать малыша эмоционально, знакомя с поэтическим творчеством для маленьких. Внести детскую литературу в повседневную жизнь ребенка; используя иллюстрации и картинки, расширять знания малыша об окружающем мире.

Использовать потешки, песенки, малые фольклорные поэтические произведения. Включать произведения поэтического фольклора в игровые показы с сюжетными игрушками. Воспитывать познавательный интерес, любовь и бережное отношение к книге.

Воспитывать посильную самостоятельность и элементарное самообслуживание в режимных процессах (прием пищи, одевание с помощью взрослого, мытье рук, пользование туалетом).

Правильно реагировать на стимул «я сам» свойственный детям 2-го года жизни. Бережно относиться к чувствам ребенка, связанным с формированием его характера и первых привычек.

Обеспечить ребенку достойное воспитание в семье.

Создавать разумной любовью и заботой о ребенке эмоционально – положительный, спокойный микроклимат семейных отношений.

Сделать ребенка свидетелем положительных поступков взрослых по отношению друг к другу и к малышу, поступков, достойных подражания.

 

Любовь Павлова

По материалам сайта www.2mm.ru

 

 

 

<<< Вернуться в раздел: Гармонично развиваемся     Наверх

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...

Рекомендуем