УМКА (Умная детка)



Что новенького

 

Новая игра
Новая игра

Рекомендуем

 

 
<<< К списку разделов
 

Околонаучные опыты

 

Веселый придумщик

Вода/пар

Другие

Невидимка

Химия

Веселый придумщик

Веселый придумщик


Плавающая иголка

Предложи зрителям пустить иголку по воде. Они начнут бормотать, что это невозможно, что иголка утонет.
Вот тут-то самое время объявить о своей феноменальной способности повелевать водой: ты прикажешь иголке плыть, и она послушается.
Сделай плотик из клочка туалетной бумаги, положи на него иголку и пусти на воду.
Когда листок промокнет, он пойдет ко дну, а иголка останется на поверхности воды как на тонкой "коже". Подтолкни иголку - она проткнет "кожу" и тоже пойдет ко дну.

Что такое "кожа" воды?
Вода состоит из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Они связаны между собой, как друзья, которые взялись за руки. Им нравится общество друг друга, но они не склеены навечно. В толще воды молекулы окружены друзьями со всех сторон, а над теми, что на поверхности, друзей нет, поэтому у них крепче боковые связи. Вот этот слой и образует "кожу" воды. Она называется поверхностным натяжением или мениском.

 
Заколдованная непроливайка

Наполни стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируй свое внимание и убеди воду подняться еще выше. Очень осторожно опускай в стакан монетки по одной. Делай это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана.

Что происходит?
Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана, возвышаясь дугой посередине


Прямо сквозь руки

Положи перед собой кучку молотой корицы, мускатного ореха или перца. Это будет грязь.
Выбери жертву среди зрителей. Попроси ее вытянуть руки и продемонстрировать, что они чистые.

Хитрость №1.Пока участник фокуса вертит руками во все стороны, небрежно лизни кончик своего большого пальца и обмакни в "грязь". Немного порошка прилипнет к пальцу.

Обследуй руки жертвы сначала с тыльной стороны, потом ладони. Жертва остается стоять с руками, повернутыми ладонями вверх. Поверни ладони вниз и попроси сжать руки в кулаки, чтобы они в процессе не запачкались.

Хитрость №2.Пока ты крутишь руками жертвы, сделай так, чтобы твой испачканный палец коснулся середины ладони жертвы. На ней останется отпечаток грязи.
Возьми жертву за руку. Положи ей щепотку порошка на тыльную сторону сжатого кулака и скажи :" Смотри, я кладу порошок сверху на твой кулак и собираюсь втереть его сквозь руку. Грязь окажется у тебя на ладони".
Сотри порошок с кулака и попроси жертву разжать руку. На ней окажется грязь!
Что происходит?
Порошок, смоченный водой, прилип сначала к пальцу, а потом к ладони жертвы.


Липучие игральные кости

Попроси кого-нибудь пустить две игральные кости под откос так, чтобы они катились вместе (для наклонной плоскости подойдёт книга или дощечка, установленная соответствующим образом). Это окажется невозможным : каждая всегда будет катиться сама по себе.
Когда зрители сдадутся, призови кости дружить друг с другом. Потом подними их, поднеси к лицу и пошепчи " на ушко". В этот момент незаметно лизни грань у каждого кубика. Просто прикоснись к ним языком.
Теперь составь их друг с другом. Прикосновения языка окажется достаточно, чтобы они слиплись и покатились вместе.


Как поднять бумагу

Вызови желающего и положи лист бумаги на сухую поверхность. Предложи поднять его. Перед тем, как он приступит к делу, скажи : "Ой, еще одно… Чтобы облегчить задачу, я должен дать тебе пару моих стеклышек." Все подумают, что ты имеешь ввиду очки, а ты всучишь добровольцу в каждую руку по полному стакану с водой.
Приложив некоторые усилия и пролив немного воды, доброволец справится с задачей. Поблагодари его за старания и покажи, как можно это сделать безо всякого труда. Прикоснись дном стакана к пролитой воде, а затем к бумаге ( это должен быть уже другой, сухой листок ). Бумага прилипнет ко дну стакана.


Жадная пробка

Налей в стакан воды почти до краев. Вызови желающего испробовать свои силы и опустить пробку на середину поверхности. Как бы он осторожно это ни делал, пробка все равно будет подплывать к стенке стакана.
Объясни зрителям, что пробка сердится, потому что ей мало платят. Чтобы она выплыла на середину, ее надо подкупить.
Осторожно, как в фокусе "заколдованная непроливайка", опускай монеты. Когда уровень воды превысит уровень ободка, пробка выплывет на середину.

Что происходит? Пробка стремится к самому высокому уровню воды. Эта вершина - у стенки стакана, когда он наполнен не до краев, и в середине - когда стакан переполнен.

По материалам сайта www.yarastu.com

 

 

Вверх

Вода/пар

Вода. пар. лед



Круговорот воды в природе

Для начала расскажите, что пар - это мааааленькие капельки воды. Много, очень много маленьких капелек.
Наблюдаем пар от кипящего чайника, от утюга (разумеется, примите все меры безопасности, чтоб ребенок не обжегся!!!)
Рассказываем - пар поднимается вверх (смотрим).
Ключевые моменты рассказа о круговороте воды в природе - идет дождик - капельки водички падают на землю, много капелек, получаются лужи (помнишь лижи на улице после дождика?), текут ручейки, втекают в речку, речка течет в море, в море воды много-много, солнышко греет и вода испаряется, получается пар, пар поднимает вверх и получаются облака, ветер дует - облака плывут по небу, там вверху холодно, капельки водички становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки, когда капельки становятся совсем большие и тяжелые, они падают вниз, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идет, получаются лужи...


Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в народе?
Верно, круговорот воды в природе.


Вода

Вода - замечательное вещество. Она покрывает более двух третей земной поверхности, и жизнь на земном шаре без нее была бы невозможна. В большинстве опытов мы будем исследовать поразительные свойства воды-жидкости. Мы сможем рассмотреть натянутую на поверхность воды эластичную «кожу», понять, почему тяжелые корабли плавают, и увидеть, как некоторые вещества исчезают, когда их смешивают с водой. Мы также узнаем, как вода вращает машины, которые производят электрическую энергию на гидроэлектростанциях.
Но жидкость - это только одна из трех форм, в которых может существовать вода. Если воду охладить до 0°C, она замерзнет и станет твердым телом, которое называют льдом. Если ее нагреть до +100 °C, она закипит и исчезнет в воздухе, превратившись в газ, называемый водяным паром. Когда ты начнешь понимать различные свойства воды, ты сможешь ответить на вопросы, которые выписаны ниже и объяснить, какова роль воды в том, что происходит вокруг нас. Почему некоторые вещества исчезают, когда их смешивают с водой?
Почему кубик льда плавает в воде?

Почему одни предметы плавают, а другие тонут?
Как образуются облака в небе? Почему облака бывают разной формы?
Почему поверхность спокойной воды всегда горизонтальна?
Как используется вода для создания электричества?
Откуда берутся снег и лед?
Почему корабли плавают по воде? Какой груз они могут выдержать?
Почему мыло делает грязные тарелки чистыми?
Как быстро может течь вода?

Исчезающая вода

Когда идет дождь, вода падает с неба и собирается в лужах на земле. Когда же дождь кончается и выглядывает солнце, лужи высыхают, и вода исчезает. Куда же она девается? Солнечное тепло превращает воду в крошечные капельки, которые поднимаются в воздух. Этот процесс называется испарением, а крошечные капельки - водяным паром.

В жарких странах фрукты раскладывают сохнуть на солнце. Вода из них испаряется, т. е. медленно превращается в водяной пар и исчезает в воздухе. Это помогает сохранять фрукты, чтобы употребить их зимой.

Исследование

Оборудование: два одинаковых стеклянных стакана, фольга, фломастер.
Заполните оба стакана наполовину водой. Проверьте, чтобы уровень воды в них был одинаковым, и отметьте фломастером.
Один стакан плотно накрой фольгой.
Оставьте оба стакана в теплом месте на несколько дней. Снова проверьте уровень воды. В каком из стаканов воды стало меньше?

Что происходит:
Тепло заставляет воду испаряться в обоих стаканах, но крышка из фольги не дает водяному пару из одного стакана улетучиться в воздух, поэтому в нем уровень воды выше.

Стирка и сушка

Как быстро высыхают мокрые вещи? Как быстро испаряется из них вода?
Проделайте эти исследования и выясните, какие условия являются лучшими для сушки. Разрежьте кусок ткани на 6 одинаковых лоскутов. Намочите их.
Положите один из них на солнце, другой - в тени.
Повесьте один на ветерке, а другой - в тихом месте.
Оставьте один сложенным в несколько слоев или скомканным, а другой расправьте.
Какой из этих лоскутов высохнет первым?

Вода испаряется быстрее всего в теплом солнечном месте. Ветер уносит водяной пар с поверхности ткани, и это помогает сушке. Разложенные вещи сохнут быстрее, потому что вода испаряется одновременно со всей поверхности.
Таким образом, наилучшее время сушить белье - теплая ветреная погода. Оно высохнет быстрее, если его развернуть.

Что еще попробовать?

Сравните различные ткани, скажем, искусственные и натуральные. Помести лоскутки в одинаковые условия и посмотрите, какой высохнет быстрее.

Охлаждение

Почему мы чувствуем холод после теплой ванны?
Потому что вода испаряется с нашей кожи и уносит тепло. По этой же причине нашорганизм не перегревается, когда очень жарко, например, после бега наперегонки. Поры на нашей  коже выделяют пот, который испаряется, и намстановится прохладнее.

Делаем свой холодильник:

Один из способов сохранить предмет холодным - это накрыть его глиняным горшком, например, высоким цветочным горшком, который еще надо намочить в воде. По мере того, как вода испаряется, она уносит тепло, так что предмет под горшком будет оставаться холодным. Если мы поставим горшок в миску с водой, он будет постоянно смачиваться, и наш  холодильник проработает долго.

Вода из воздуха

Водяной пар не все время остается в воздухе. Часть его снова превращается в воду. Это называется конденсацией и происходит, когда воздух охлаждается. Холодный воздух не может содержать столько же водяного пара, сколько теплый воздух, поэтому какое-то количество водяного пара конденсируется в крошечные капли воды. Белый след в небе, тянущийся за высоко летящим самолетом, образуется в результате конденсации.

Заставляем воду появиться

Поставьте стакан с водой в холодильник примерно на час, чтобы он хорошенько охладился. Когда мы его достанем, то увидим, как на стенках стакана начнут появляться капли воды. Холодный стакан охлаждает воздух вокруг себя, и водяной пар из воздуха, конденсируясь, образует капли воды на стенках стакана. По этой же причине мы видим, как водяные капли стекают по внутренней поверхности запотевшего оконного стекла в холодные дни.

Что такое пар?

Кипящий чайник «выпускает» пар, когда образующийся внутри него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и конденсируется. Крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не станут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть как облачко пара. Если ты подержишь холодную ложку в струе пара, с нее начнет капать вода. Внимание! Будь осторожен; пар очень горячий и может обжечь. Надень кухонную рукавицу.

Откуда берется дождь?

Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

Обрати внимание на три главные формы облаков. Пушистые массивные кучевые облака означают хорошую погоду, но могут вырасти в огромные серые грозовые тучи. Слоистые облака  приносят дождь или снег. Тонкие перистые облака  расположены так высоко, что состоят из кристалликов льда.

Делаем измеритель уровня осадков

Все что нам нужно, чтобы измерить уровень осадков, - это чистая пластмассовая бутылка и линейка.

Отрежьте верх бутылки и вставьте ее вниз горлышком в оставшуюся часть бутылки. Получилась воронка.
С помощью линейки нарисуйте  шкалу на боковой стороне бутылки.
Установите свой измерительный прибор в открытом месте, а не под деревьями, где может накапать с листьев.
Хорошо закрепите его в земле и защити от ветра, чтобы сосуд не опрокидывался, а капли, попавшие в воронку, не сдувались.
Проверяйте количество собравшейся воды каждый день и сделайте свою собственную таблицу выпадения осадков.
Не забывайте каждый день освобождать бутылку после того, как вы сняли показания и заполнили таблицу.

 

Снег, лед

Для детей дошкольного возраста можно предложить следующее:

·         Положи в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставь их на некоторое время в сторону.

·           Сравни снег и лёд по цвету. какого цвета снег и лёд?

·          Положи небольшую картинку под комочек снега и пластинку льда.

·        Опусти кусочек льда в воду. Лёд плавает. Палочкой опусти лёд на дно       стакана. Убери палочку. Что ты наблюдаешь?

·           Опусти в воду комочек снега. Снег, как и лёд, не тонет в воде.

·     Посмотри теперь на снег и лёд, которые ты в начале работы положил в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Из чего состоят снег и лёд?

Выводы о свойствах:


-   снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, плавает в воде, под действием 
    тепла превращается в воду (тает);
-  лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий, плавает в воде, под действием тепла 
    превращается в воду.

Цветные льдинки

Ещё детям очень нравится процесс изготовления цветных льдинок. Для этого возьмите любые формочки (можно использовать песочные наборы, отличные формочки получаются из тары от конфет (которые в коробках) и т.д.), налейте в них воду, которую подкрасьте краской. Формочки поместите в холод. Как только вода замёрзнет, вытряхните льдинки из формочек. Этими цветными ледяными фигурками можно украсить горку во дворе, снеговика и т.д.

По материалам сайта www.deti.ru

 

 

Вверх

Другие

Прочие опыты

Как питаются растения

Острый и свежий аромат сельдерея кому-то страшно нравится, кому-то не очень. Но далеко не все могут догадаться, что сельдерей можно использовать не только в супе или экзотическом салате. В нашем случае он поможет куда более наглядно, чем любой рассказ, объяснить ребенку, как питаются сами растения. Этот пример, а точнее мини-эксперимент, кроме своей познавательности, увлечет и удивит Вашего ребенка.

Найдите толстый стебель сельдерея и разрежьте его нижнюю часть (ту, что ближе к корню) на две половинки, словно у него появились две ножки. Разрез должен быть около 10 см. Затем наполните два стакана водой: в один из них налейте красный пищевой краситель, в другой - синий. На ночь опустите одну "ножку" сельдерея в красный стакан, другую - в синий. Проснувшись утром, не только ребенок, но и Вы будете удивлены, увидев, что половина листьев растения окрашена в синий цвет, а другая - в красный!

Объясните ребенку, что сельдерей всосал окрашенную жидкость через множество "вен", маленьких сосудиков, по которым она и поднялась вверх, до самих листьев. По такому же принципу питаются и растут все растения. Для наглядности можете разрезать стебелек еще на несколько частей, чтобы повнимательнее проследить за путем продвижения живительной влаги.

Опыт с водой и яйцом

Вам понадобятся два стакана с водой, два яйца, четыре ложки поваренной соли.
Работа с материалом - Ребенок приносит материал и ставит его на стол. Он наливает один стакан доверху водой и опускает в воду яйцо. Оно тонет. В другой стакан воду наливает до половины, кладет туда четыре ложки соли и размешивает. Когда основная часть соли растворится, ребенок опускает яйцо в стакан и видит, что оно плавает на поверхности.

7ya.ru

Вверх

Невидимка

Таинственный невидимка


Таинственный невидимка
Мыльные пузыри

                               

                                                  Таинственный невидимка

Что находится внутри воздушного шарика? Почему не тонет мячик? Отчего получаются мыльные пузыри?.. Ну какого ребенка не волновали эти животрепещущие вопросы. Поймать «таинственного невидимку» помогут веселые и несложные опыты.

Вам потребуются: емкости с водой, прозрачные стаканчики, резиновый напальчник, воронка, трубочки для коктейля, пластиковые бутылки, мыльный раствор (или готовый состав для мыльных пузырей), воздушные шарики, палочка длиной около 60 см., веревочка, миска с водой, мяч, резиновые перчатки.

 Ищем невидимку

 Расскажите малышу, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться. что он действительно есть? Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, невидимка!

 Ловушка для невидимки

 А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки (так будет смешнее). Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.

Дуем, дуем, надуваем…

Попробуем задержать дыхание. Сколько мы вытерпели? Не больше нескольких минут: сразу стало как-то неприятно. Оказывается, воздух – наш большой друг, ведь мы им дышим. Чтобы убедиться, что внутри нас есть воздух, возьмем соломинку для коктейля и подуем через нее себе на ладошку. Что мы почувствовали? Как будто дует ветерок. А теперь один конец трубочки опустим стакан с водой. Когда мы дуем, в воде сразу появляются пузырьки воздуха. Но воздух нужен не только людям, но и животным и даже растениям. Осторожно срежем во время прогулки веточку и поставим в стакан с водой. На стенках стакана сразу же появились пузырьки: растение дышит…

 

Кто сидит в стакане?

 

Опыт 1

Дайте малышу пустой стакан и спросите, есть ли в нем что-нибудь. Кроха, естественно, скажет, что нет. Тогда предложите медленно опустить стакан в миску с водой, держа его вверх дном. Почему же вода не попадает в стакан? Наверное там уже что-то есть? Что же? Правильно, воздух!

Опыт 2

Чтобы убедиться в этом еще раз, снова опустим стакан в воду, только на этот раз будем держать его не строго вертикально, а под углом, Теперь вода легко сможет проникнуть в стакан, а пузырьки воздуха выплывут на поверхность.

Опыт 3

Закрепим при помощи пластилина на дне стакана кусочек бумаги. Дайте малышу убедиться, что бумажка сухая. Повторите опыт 1 и спросите малыша, промокла ли, по его мнению, бумажка. Попросите объяснить, почему. А теперь пощупаем бумажку снова и проверим, правы ли мы были.

Опыт 4

А вот еще один, более интересный вариант того же опыта.

Возьмите деревянный брусок, кусочек пенопласта или пробку, воткните в него маленький флажок, сделанный из спички и бумажки. Пустите «кораблик» в воду.  Накройте его широкогорлой банкой, осторожно опустите банку на дно, а  затем поднимите банку на поверхность. Наш флажок остался сухим потому что в банке был воздух!

 Как пощупать воздух?

 Для этого возьмем резиновый напальчник и воронку с носиком подходящего диаметра (ее можно заменить пластиковой бутылкой с обрезанным дном. На узкий конец воронки или на горлышко бутылки наденем напальчник. Предложим малышу пощупать его, чтобы убедиться, что он пустой. Теперь свободный конец воронки или бутылки и, не наклоняя медленно погружаем в воду. Что же произошло с нашим «шариком»? Правильно он надулся! А почему? Да потому, что туда попал весь воздух из бутылки, который вытеснила вода!

Сколько весит воздух?

Нисколько! – ответит любой ребенок. Попробуем проверить. Возьмем палочку длиной около 60 см. Посередине привяжем веревочку. Надуем два шарика и привяжем их на концы палочки и подвесим палку за веревочку. Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один из шариков иголкой.  Из шарика выйдет воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Интересно, почему? Да потому, что без воздуха шарик стал легче. а что будет, если мы проколем и второй шарик? Правильно, палочка снова уравновесится!

Загадочные пузырьки

Интересно, есть ли воздух в камне? А в дереве, глине, земле…? Возьмите несколько прозрачных стаканчиков с водой в один положите камень, в другой комочек глины, в третий – деревянный брусок и т.д. Понаблюдайте, что будет. на поверхность начнут подниматься пузырьки. Значит, Воздух есть. А где его больше всего? конечно там, где больше пузырьков. предложите малышу подумать, от чего это зависит (чем плотнее материал. тем меньше в нем воздуха, чем он рыхлее, мягче – тем воздуха меньше).

Пузырьки- спасатели

Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите малыша бросить и туда, и туда бросьте  кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.

Подводная лодка

Для этого опыта вам потребуется трубочка для коктейля, которую можно согнуть под углом.
Дайте малышу стакан и емкость с водой. Спросите его, сможет ли стакан сам подняться со дна. Ну конечно же, нет! А если ему поможет воздух? Предложите юному исследователю опустить стакан в воду, так. чтобы он заполнился до краев, а затем перевернуть его в воде вверх дном. Теперь нужно подвести под стакан изогнутую трубочку и начать вдувать воздух. О, чудо! Воздух постепенно вытеснил воду из-под стакана, и он всплыл на поверхность. А почему? Правильно, потому что воздух легче воды!

Что быстрее упадет?

Дайте малышу два листа бумаги и предложите бросить один вниз ребром, а второй – горизонтально. Понаблюдайте, какой упадет быстрее. Спросите, почему лист, который бросили горизонтально, падал медленнее. Может, его кто-то поддерживал? Ну конечно же, это был наш невидимка. Под вторым листом воздуха было меньше, и он упал быстрее. Значит, воздух имеет еще и плотность и может удерживать предметы!

Реактивный шарик

А где еще может помочь наш невидимка. Дайте малышу несколько воздушных шариков разного размера.  Предложите надувать их по очереди и отпускать. Какой шарик улетел дальше всех? Тот в котором было больше воздуха! Воздух, вырываясь из горлышка, заставляет шарик двигаться вперед. Попробуйте объяснить малышу, что такой же принцип используется и в двигателях реактивных самолетов и ракет.

Соломенный буравчик

Вот он какой, наш воздух: и сильный. и плотный, а к тому же  еще и упругий. Убедиться в этом нам поможет вот такой опыт. Вам потребуются две сырые картофелины и две соломинки для коктейля. Предложить малышу взять соломинку пальцами за верхнюю часть и с размаху (примерно с десяти сантиметров) воткнуть ее в картофелину. Соломинка согнется, а воткнуться не сможет. Вторую соломинку заткнем сверху пальчиком. Размахиваемся… воткнулась!!! Почему же? Да все очень просто: ведь в соломинке остался воздух, и она стала крепкой и упругой, теперь ее просто так не согнешь!

Волшебная бутылка

Но и на этом волшебные свойства воздуха не заканчиваются! Возьмите пластиковую бутылку без пробки и положите ее в морозилку. Когда бутылка как следует остынет, попросите малыша вынуть ее из морозильника, хорошенько закрыв отверстие ладошкой. Быстро закройте отверстие монетой. А теперь наблюдайте внимательно-внимательно: монета начинает… подпрыгивать! интересно, как это получилось? Пока непонятно?

Может, нам поможет ответить на этот вопрос другой опыт

На горлышко охлажденной в морозилке бутылки быстро надеваем воздушный шарик. Опускаем бутылку в горячую воду. то же случилось с шариком? Он начал надуваться. Значит?… Ну конечно же, теплый воздух занимает больше места, чем холодный. Он нагрелся, перестал помещаться в бутылочке и начал вылезать наружу. Поэтому и монетка подпрыгивала, и шарик надувался!

Сухим из воды

В тарелку положите монетку и налейте немного воды. так чтобы монетка была полностью закрыта. Предложите малышу вынуть ее, не замочив пальцев. только как это сделать? Возьмем стакан и зажжем внутри него бумажку. Когда воздух в стакане нагреется, быстро опрокинем стакан на тарелку рядом с монеткой. Через некоторое время бумажка погаснет, воздух начнет остывать, и  вода втянется под стакан, а тарелка окажется сухой. Тогда монетку можно будет взять, не намочив пальцы. почему же так получилось? Оказывается. воздух сначала нагрелся и расширился, а когда остыл, то стал сужаться. воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем изнутри стакана, и вода втянулась под стакан на освободившееся место.
                                               

                                                        Мыльные пузыри


                                                        

Кому не нравится надувать мыльные пузыри? Нам, лично, такие чудаки не встречались. А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Нальем в тарелку мыльный раствор и подуем в него через трубочку. На наших глазах в тарелке начнет расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него: пузыри полетят. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще!!! Ой! Лопнул… Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.

Несколько капель глицерина, добавленные в мыльный раствор, сделают ваши пузыри незабываемыми. Hаслаждение цветом, размером и, может быть, даже вкусом.

Сделаем раствор для пузырей сами.  

Для этого подходит советское хозяйственное мыло. Hастpугайте в воду, можно даже вскипятить пpи помешивании, чтобы быстpее стpужки pаствоpились. Выдувают пузырь так: окунув трубочку в раствор и держа ее отвесно, так чтобы на конце образовалась пленка жидкости, осторожно дуют в нее. Так как пузырь наполняется при этом теплым воздухом наших легких, который легче окружающего комнатного воздуха, то выдутый пузырь тотчас же поднимается вверх.

Если удастся сразу выдуть пузырь в 10 см диаметром, то раствор годен; в противном случае прибавляют в жидкость еще мыло, до тех пор, пока можно будет выдувать пузыри указанного размера. Но этого испытания мало. Выдув пузырь, обмакивают палец в мыльный раствор и стараются пузырь проткнуть; если он не лопнет, можно приступить к опытам; если же пузырь не выдержит, надо прибавить еще немного мыла.

Производить опыты нужно медленно, осторожно, спокойно. Освещение должно быть, по возможности, яркое: иначе пузыри не покажут своих радужных переливов.

 Вот несколько занимательных опытов с пузырями.

Мыльный пузырь вокруг цветка

В тарелку или на поднос наливают мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2-3 мм вышины; в середину кладут цветок или вазочку и накрывают стеклянной воронкой.

Затем, медленно поднимая воронку, дуют в ее узкую трубочку - образуется мыльный пузырь; когда же этот пузырь достигнет достаточных размеров, наклоняютворонку, как показано на рис., высвобождая из-под нее пузырь. Тогда цветок окажется лежащим под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки, переливающейся всеми цветами радуги.

Вместо цветка можно взять статуэтку, увенчав ее голову мыльным пузырьком. Для этого необходимо предварительно капнуть на голову статуэтки немного раствора, а затем, когда большой пузырь уже выдут, проткнуть его и выдуть внутри его маленький.

Несколько пузырей друг в друге

Из воронки, употребленной для описанного выше опыта, выдувают большой мыльный пузырь. Затем совершенно погружают соломинку в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, который придется взять в рот, остался сухим, и просовывают ее осторожно через стену первого пузыря до центра; медленно вытягивая затем соломинку обратно, не доводя ее, однако, до края, выдувают второй пузырь, заключенный в певом, в нем - третий, четвертый и т.д.

Цилиндр из мыльной пленки получается между двумя проволочными кольцами. Для этого на нижнее кольцо спускают обыкновенный шарообразный пузырь, затем сверху к пузырю прикладывают смоченное второе кольцо и, поднимая его вверх, растягивают пузырь, пока он не сделается цилиндрическим. Любопытно, что если вы поднимете верхнее кольцо на высоту большую, чем длина окружности кольца, то цилиндр в одной половине сузится, в другой расширится и затем распадется на два пузыря.

Мыльные пузыри на морозе

 

Для опытов достаточно иметь разведенный в снеговой воде шампунь или мыло, в который добавлено небольшое количество чистого глицерина, и пластмассовую трубку от шариковой ручки. Пузыри легче выдувать в закрытом холодном помещении, так как на улице почти всегда дуют ветры. Большие пузыри легко выдуваются с помощью пластмассовой воронки для переливания жидкостей.

Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Коэффициент поверхностного натяжения мыльного раствора незначительно увеличивается при охлаждении до 0°C, а при дальнейшем охлаждении ниже 0°C уменьшается и становится равным нулю в момент замерзания. Сферическая пленка не будет сокращаться, несмотря на то, что воздух внутри пузыря сжимается. Теоретически диаметр пузыря должен уменьшаться в процессе охлаждения до 0°C, но на такую малую величину, что практически это изменение определить очень трудно.

Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки. Пленка оказывается не хрупкой, она обнаруживает пластичность. Пластичность пленки оказывается следствием малости ее толщины.

Первые три опыта следует проводить на морозе –15...–25°C, а последний – при –3...–7°C.

 

Опыт 1

Вынесите баночку с мыльным раствором на сильный мороз и выдуйте пузырь. Сразу же в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро разрастаются и наконец сливаются. Как только пузырь полностью замерзнет, в его верхней части, вблизи конца трубки, образуется вмятина.

Воздух в пузыре и оболочка пузыря оказываются более охлажденными в нижней части, так как в вершине пузыря находится менее охлажденная трубка. Кристаллизация распространяется снизу вверх. Менее охлажденная и более тонкая (из-за отекания раствора) верхняя часть оболочки пузыря под действием атмосферного давления прогибается. Чем сильнее охлаждается воздух внутри пузыря, тем больше становится вмятина.

 

Опыт 2

Опустите конец трубки в мыльный раствор, а затем выньте. На нижнем конце трубки останется столбик раствора высотой около 4 мм. Приложите конец трубки к поверхности ладони. Столбик сильно уменьшится. Теперь выдувайте пузырь до появления радужной окраски. Пузырь получился с очень тонкими стенками. Такой пузырь ведет себя на морозе своеобразно: как только он замерзает, так сразу лопается. Так что получить замерзший пузырь с очень тонкими стенками никогда не удается.

Толщину стенки пузыря можно считать равной толщине мономолекулярного слоя. Кристаллизация начинается в отдельных точках поверхности пленки. Молекулы воды в этих точках должны сблизиться друг с другом и расположиться в определенном порядке. Перестройка в расположении молекул воды и сравнительно толстых пленках не приводит к нарушению связей между молекулами поды и мыла, тончайшие же пленки разрушаются.

 

Опыт 3

В две баночки налейте поровну мыльный раствор. В одну добавьте несколько капель чистого глицерина. Теперь из этих растворов один за другим выдуйте два приблизительно равных пузыря и положите их на стеклянную пластинку. Замерзание пузыря с глицерином протекает немного иначе, чем пузыря из раствора шампуня: задерживается начало, и само замерзание идет медленнее. Обратите внимание: замерзший пузырь из раствора шампуня сохраняется на морозе дольше, чем замерзший пузырь с глицерином.

Стенки замерзшего пузыря из раствора шампуня – монолитная кристаллическая структура. Межмолекулярные связи в любом месте совершенно одинаковы и прочны, в то время как в замерзшем пузыре из того же раствора с глицерином прочные связи между молекулами воды ослаблены. Кроме того, эти связи нарушаются тепловым движением молекул глицерина, поэтому кристаллическая решетка быстро сублимируется, а значит, быстрее разрушается.

 

Опыт 4

На слабом морозе выдуйте пузырь. Дождитесь, пока он лопнет. Повторите опыт с тем, чтобы убедиться, что пузыри не замерзают, сколько бы их ни выдерживали на морозе. Теперь приготовьте снежинку. Выдуйте пузырь и тут же сбросьте на него сверху снежинку. Она мгновенно соскользнет вниз на дно пузыря. На том месте, где остановилась снежинка, начнется кристаллизация пленки. Наконец, весь пузырь замерзнет. Если положить пузырь на снег – он также через некоторое время замерзнет.

Пузыри на слабом морозе охлаждаются медленно и при этом переохлаждаются. Снежинка является центром кристаллизации. На снегу происходит то же самое явление.

 

        Ася Штейн

 

                                                                                       

 

Вверх

Химия

Химия детям


Домашняя лаборатория

Химия только на первый взгляд скучна и непонятна. Главным образом для тех, кто знакомился с нею в школе. Для ребенка же она может стать увлекательной игрой, полной чудесных превращений.

Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу!


Щелочь и кислота

Начать знакомство с химией лучше с понятий щелочь и кислота. В садоводческих магазинах продаются наборы универсальной индикаторной бумаги. Предложите ребенку взять одну из полосочек и смочить любой жидкостью - слюной, чаем, супом, водой - да чем угодно. Увлажненное место окрасится, по шкале на коробке можно будет определить, кислотную или щелочную среду исследовали. Это очень интересно и весело и занимает подчас несколько дней. А сколько времени освободится у мамы, пока чадо носится по дому исследуя все подряд, от компота до огуречного рассола.


Составление  таблицы природных индикаторов

Ведь очень многие овощи-фрукты и даже цветы содержат вещества, меняющие цвет в зависимости от кислотности среды. Из подручного материала (свежего, сушеного или мороженого) готовите отвар и испытываете его в кислотной и щелочной среде (сам отвар - среда нейтральная, вода). В качестве кислотной среды подойдет раствор уксуса или лимонной кислоты, в качестве щелочной - раствор соды. Только готовить их надо непосредственно перед опытом - портится. Испытания можно проводить следующим образом: в пустые ячейки из под яиц наливаете, скажем, раствор соды и уксуса (каждый - в свой ряд, чтобы напротив каждой ячейки с кислотой была ячейка с щелочью). В каждую пару ячеек капаете (а лучше наливаете  немного свежеприготовленного отвара или сока и наблюдаете изменение окраски. Результаты заносите в таблицу. Изменение цвета можно записывать, а можно и раскрашивать красками - ими легче добиться нужного оттенка.

Опыты со щелочью

Опыт 1

В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина  продается в аптеке, более известен под названием "пурген" ). Раствор прозрачный. Затем добавьте раствор пищевой соды (щелочь) - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится. Красота!

Опыт 2

Производит впечатление на детей и такой простенький опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца будет пенится и вскипать большими пузырями ( осторожно, не наклонятся!). Полный восторг!
После того, как первая эйфория улеглась, можно заняться изготовлением чего-нибудь интересного. Например,

Написать Секретное послание

Сделать это дома можно двумя способами:
1.Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать письмо на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.
2.Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

Качественные реакции на белок

Биуретовая реакция. Чтобы убедиться в наличии белка в каком-то растворе (бульоне, например, или молоке), добавьте к нему немного раствора стиральной соды, а затем медного купороса. Если белок есть, раствор приобретет фиолетовую окраску.
К раствору белка, нагретому до кипения, добавьте несколько кристалликов поваренной соли и немного уксуса. Из раствора выпадут хлопья свернувшегося белка.

Качественные реакции на крахмал

Чтобы убедиться в наличии крахмала (в картошке или маргарине)  капните на образец немного йода. Должно появиться темно-синее окрашивание.
В продолжение опыта капните на синее пятно раствор сульфита натрия ( можно купить в фотомагазине ), и окраска исчезнет.
С помощью йода можно найти крахмал и в листьях зеленых растений.
Вечером подготовьте для опыта лист сирени - часть его ( прямо на кусте ) закройте с двух сторон фольгой. На следующий день, после того, как лист в течение нескольких часов находился на ярком солнечном свету , срежьте его и, погрузив на несколько часов в горячий денатурат, извлеките из него хлорофилл. Затем поместите лист в раствор йода. При этом в синий цвет окрасится только та часть листа, которая была на свету.

Качественные реакции на аммиак

Смешайте бледно-голубой раствор медного купороса с нашатырным спиртом - цвет раствора тут же станет очень насыщенным.
Или можно так : раскалите медную проволочку и опустите ее в раствор аммиака. Проволочка сразу станет блестящей, одновременно в растворе идет комплексообразование, но заметить его пока трудно. Повторите опыт несколько раз, и нашатырный спирт окрасится в ярко-синий цвет.

Опыты с желатином

Для начала приготовим коллоидный раствор: в четверть стакана холодной воды добавьте 10 г. сухого желатина и дайте ему хорошо набухнуть. Нагрейте воду до 50 градусов на водяной бане и проследите, чтобы желатин полностью растворился. Вылейте раствор тонким слоем на полиэтиленовую пленку и дайте высохнуть на воздухе. Из получившегося тонкого листика для большего эффекта можно вырезать силуэт рыбки. Положите рыбку на фильтровальную бумагу ( можно взять промокашку , если и ее нет, подойдет и туалетная ) и подышите на нее. Дыхание увлажнит студень с одной стороны, он увеличится в объеме, и рыбка начнет изгибаться.
На таком студне можно сохранить ледяные узоры. Приготовьте раствор, как описано выше, но желатина возьмите в 2-3 раза меньше. Еще теплый раствор вылейте на кусок стекла и сразу
поставьте в морозилку. Вода будет кристаллизоваться, как на окнах зимой. Дня через 3 достаньте и дайте оттаять желатину. На нем останется четкий рисунок ледяных кристаллов.

Опыты с сульфитом натрия

Налейте в 3 баночки розовый, светло-фиолетовый и темно-фиолетовый растворы марганцовки. В каждую добавьте немного сульфита натрия. Содержимое первой банки станет буроватым, во второй выпадет немного хлопьев, а в третьей хлопьев будет много. Дело в том, что в первой банке образовался коллоидный раствор, а во второй и третьей из-за высокой концентрации мелкие частичка слиплись в хлопья.

Спираль на воде

Сделайте из медной проволочки спираль в несколько витков, слегка смажьте ее маслом и аккуратно положите на воду (скажем, в миску с водой).Легкая спираль не тонет благодаря тому, что жир не смачивается водой, а так же из-за поверхностного натяжения воды. Теперь капните из пипетки на спираль немного мыльного раствора. Спираль тут же завертится. Растекаясь, мыльный раствор доходит до конца спирали, создавая небольшую реактивную тягу. Если заменить мыльный раствор другим веществом, спираль будет вращаться с другой скоростью. Таким образом можно определять поверхностную активность различных веществ. Раствор поваренной соли, например, вообще не сдвинет ее с места, а раствор стирального порошка быстро утопит: он смоет слой масла, который держит проволочку на воде.

Изготовление мыла

Горячий крепкий раствор стиральной соды налейте в склянку и прибавляйте по каплям растительное масло, пока оно не перестанет растворяться. В полученный раствор всыпьте немного поваренной соли (процесс так и называется - высаливание). Твердое мыло всплывет на поверхность, его легко собрать.

Выращивание кристаллов

Несложно вырастить солевые кристаллы. Готовите перенасыщенный раствор соли ( такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется ) и осторожно опускаете в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.
Можно получить и необычные кристаллы - металлической меди.
Положите на дно сосуда немного медного купороса и засыпьте его мелкой поваренной солью - она будет тормозить процесс, чтобы кристаллы получились крупными. Прикройте соль кружком фильтровальной бумаги так, чтобы он касался стенок сосуда. Сверху положите железный кружек чуть меньше размером (его надо заранее обработать наждачкой и вымыть). Через несколько дней появятся красные кристаллы меди.

Капля в воде

Заполняем 3-х или 5-ти литровую стеклянную банку водой из-под крана почти доверху, ставим банку на сутки (а лучше на 3 суток) в самое затененное, тихое и нетрясучее место в доме. Найдите чернила или водорастворимую тушь и приготовьте обычную аптечную пипетку. Теперь настоявшуюся банку ставим на стол, и осторожно, с высоты 1-2 см роняем в нее каплю чернил. Зрелище начинается совершенно фантасмагорическое, капля в неподвижной воде подвергается разрывается осмотическим давлением на части, которые немедленно начинают вращаться из-за неравномерного отрыва частей и образовывать причудливые кольца.

 

По материалам:

"Химия для любознательных",изд."Химия", 1987г

http://www.yarastu.narod.ru

http://www.adalin.mospsy.ru

Вверх

 

<<< К списку разделов     Наверх

Как с нами связаться

Звоните -
(029) 6 444 767 Велком

пишите - umkamagaz@gmail.com



Подробнее...